"В Украине меняется структура потребления автомобильного топлива. Доля дизельного топлива, как и в странах Европы, растет, а бензина - снижается. Украинские потребители вынуждены экономить, и такая тенденция сохранится", - отмечают эксперты, пишет Коммерсантъ-Украина.

По данным вице-президента по продажам, трейдингу и логистике "ТНК-ВР Коммерс" Елены Алексеевой, в первом полугодии объем продаж дизтоплива в Украине вырос на 5,5%, а продажи бензина упали на 1,5%. Эту информацию подтверждает и Минэнерго.

Тенденция на украинском рынке повторяет европейскую - в ЕС объем продаж дизтоплива за полгода вырос на 4,5%, а продажи бензина упали на 1,3%, отмечают в ТНК-ВР. В то же время в СНГ продажи бензина выросли на 4,3%, а продажи дизтоплива упали на 6,8%.

"В большинстве стран СНГ стоимость бензина намного ниже, чем в Украине, поскольку три крупнейших производителя нефтепродуктов - Россия, Казахстан и Белоруссия - состоят в Таможенном союзе, что позволяет им закупать российскую нефть на 20% дешевле, чем Украине", - объясняет аналитик UPECO Александр Сиренко.

Автодилеры отмечают рост спроса на автомобили с дизельными двигателями. Как рассказал директор департамента маркетинга и рекламы компании "Торговый дом "Нико" (официальный импортер Mitsubishi) Ярослав Вовк, в общей структуре продаж компании в этом году такие автомобили занимают 28% против 15% годом ранее. По его словам, ранее автопроизводители поставляли больше бензиновых моделей, так как в Украине были проблемы с качеством дизтоплива, но в последние годы ситуация изменилась.

Директор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик отмечает, что большой спрос на дизельное топливо, скорее всего, создали аграрии и автоперевозчики, бизнес которых в последнее время активно развивается. "Падение спроса на бензин закономерно из-за резкого повышения цен на него в течение года. Автолюбители стали просто меньше использовать личный автотранспорт", - считает эксперт.

Рост спроса на дизтопливо стимулирует инвестиции в нефтепереработку. В начале года Лисичанский НПЗ выпустил пробную партию дизтоплива "Евро-5". А Кременчугский НПЗ ("Укртатнафта") вчера объявил о завершении реконструкции, которая позволит заводу выпускать топливо с содержанием серы до 0,005%.

По словам Алексеевой, объем необходимых инвестиций в повышение качества бензина и ДТ до уровня "Евро-5" — около 100 млн долларов, часть из которых - порядка 40 млн долларов - компанией уже инвестированы. Общий же их объем в ближайшие десять лет составит 1,1 млрд долларов.