В этом году перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП), судоходной линии от Атлантического океана до Тихого океана вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, как ожидается, достигнет 3 млн тонн, что является рекордным объемом, начиная с конца 1980-х годов. Об этом сообщил официальный представитель компании Росатомфлот Андрей Смирнов, передает "Голос России".

В конце 1980-х объем перевозки грузов по СМП составил 7 млн тонн. Однако в 1990-х годов он снизился почти в пять раз до 1,5 млн тонн. Позже возобновился рост и в 2010 году объем перевозок грузов составил 2,3 млн тонн.

Скачок объясняется рядом факторов. "Хотя Северный морской путь был открыт для иностранных судов, навигации 20 лет назад, только в 2009 году иностранные судовладельцы заинтересовались этим маршрутом. Три иностранных судна плавали по этому маршруту и за последний год транзит по нему уже достиг 100 000 тонн", - отметил Смирнов.

Он добавил, что вполне вероятно, что еще 2-3 судна будут использовать СМП в этом году. "Многие иностранные судоходные компании заинтересованы в транспортировке грузов в Азию танкерами и балкерами. Это поставки железной руды с Кольского полуострова и поставки угля из Киркенеса в Норвегии", - рассказал Смирнов.

Растущий интерес к СМП понятен. Он короче на одну треть, чем традиционный маршрут через Суэцкий залив. Эксперты прогнозируют, что потепление в северных широтах Арктического региона будет продолжаться, как минимум, в течение 10 лет, а может, и дольше. Сегодня СМП стал пригоден для плавания судов с большим водоизмещением, что привлекает норвежские и голландские компании.

"Сейчас мы ведем переговоры с Японией и Южной Кореей, которые также заинтересовались нашей работой. В следующем году мы надеемся удвоить объем грузовых перевозок вдоль СМП по сравнению с нынешним годом", - отметил эксперт.

После 2015 года на СМП значительно возрастет грузопоток ввиду начала разработки нефтяных и газовых месторождений на полуострове Ямал (Западная Сибирь). Для супертанкеров-газовозов на Обской губе планируется построить порт Sabbetta, а также LNG-терминал для производства сжиженного газа, который будет включать в себя несколько емкостей, каждая мощностью в 5 млн тонн.