Рынок государственных закупок Украины в одностороннем порядке открыт для примерно 80% всех стран, поэтому наша страна может предпринимать шаги для выравнивания этого дисбаланса.

Об этом, как пишет ЦТС, в ходе круглого стола "Локализация в машиностроении: как Украине победить в конкуренции" говорил Тарас Качка, заместитель министра развития экономики торговли и сельского хозяйства.

"Вопрос доступа иностранной продукции к украинским государственным закупкам висел в воздухе давно и серьезно, потому что наш рынок госзакупок беспрецедентно открыт. Нет другого такого рынка, который бы был открыт настолько в одностороннем порядке. Но нужно также вспомнить, что это было сделано для того, чтобы побороть коррупцию. В определенный момент на это был очень большой запрос в обществе, что прозрачность и максимальная открытость системы закупок должна решить большинство проблем с точки зрения государственных финансов", - сказал Качка.

"Поэтому, я думаю, то, что мы имеем, это достаточно хорошая система на сегодняшний день. Но с точки зрения доступа иностранной продукции мы действительно очень сильно открыты. Мы открыты в одностороннем порядке для до 80% всех стран", - добавил он.

Далее он рассказал о тех странах, с которыми у Украины есть взаимный доступ на рынки и акцентировал на тех государствах, которые присутствуют на рынке госзакупок Украины в одностороннем порядке. "Особенно, на чем следует акцентировать, мы в одностороннем порядке открыты для Казахстана, Беларуси, Турции. И если говорить о тех закупках, которые состоялись, то локализованная продукция, когда берется, например, шасси Mercedes и из него делается пожарная машина, то это как раз очень часто в Украине делают турецкие компании. То есть Турция тут присутствует, а мы в Турции не присутствуем. То же самое касается Китая. Поэтому это направление мы можем развивать", - отметил замминстра.

Он напомнил, что Украина имеет взаимный доступ на рынки Европейского Союза, США, Швейцарии, Норвегии, Японии, Австралии, Молдовы. "Означает ли это, что мы не можем как-то нюансами наполнять наше законодательство? Можем. Тот же самый Европейский Союз подсказывает государствам, как построить систему закупок таким образом, чтобы они шли к европейским компаниям. Поэтому мы со своей стороны свою систему должны настроить", - прокомментировал Тарас Качка.

В целом он назвал вектор развития промышленного потенциала Украины правильным, но озвучил ряд моментов, на которые необходимо обратить внимание при доработке законопроекта о локализации.

Во-первых, нужно уделить внимание вопросу сертификации и возможности быть интегрированным с большим производителем. Без этого, по его словам, норма о локализации работать не будет.

Вторая проблема связана с тем, что "краеугольным элементом в системе является суверенитет заказчика. И большинство проблем у украинских производителей в украинских госзакупках связаны не столько с системой, сколько с тем, как заказчики прописывают технические задания".

При этом Качка отметил, что упомянутые моменты не являются препятствием для принятия закона, но им стоит уделить дополнительное внимание.

Как уже писал ЦТС, по информации народного депутата Дмитрия Кисилевского, на сегодня около 100 украинских предприятий-производителей готовой продукции машиностроения готовы к высокой степени локализации производства в тех сферах, которые предусмотрены законопроектом №3739 "О публичных закупках" о создании предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности".

Согласно законопроекту, требование локализации распространяется на 4 подотрасли машиностроения: железнодорожный транспорт, городской пассажирский транспорт, коммунальную технику и спецтехнику, энергетическое машиностроение. С 1 января 2021 года требование по локализации предполагается установить на уровне 25-40%, как временную меру - на 10 лет.