Переподготовка существующих и обучение новых специалистов в портах в соответствии с потребностями рынка стали главными темами HR-конференции UKRAINIAN PORTS: PEOPLE DEVELOPMENT, состоявшейся в Одессе в рамках Ukrainian Ports Forum-2019. Эксперты определялись, как портовой отрасли на этапе кадровой трансформации наладить систему развития и обучения персонала.

По данным компании Deloitte в Украине, внедрение цифровых технологий в различных отраслях до 2030 года приведет к увольнению 400 млн сотрудников в мире. Но обратная сторона этого процесса состоит в том, что около 375 млн работников, которые смогут вовремя овладеть необходимыми компетенциями, получат новые рабочие места. Эта мировая глобальная тенденция касается непосредственно и портовой отрасли. Так, исследования Deloitte в Украине свидетельствуют о том, что к 2040 году почти 90% операций, выполняемых кранами в портах, будут автоматизированы.

"Портовая отрасль уже проходит трансформацию в работе с персоналом. И этот процесс будет только ускоряться, так как конкуренция требует от всех нас повышения эффективности. Администрация морских портов Украины со своей стороны пытается определить основные потребности портовой отрасли в новых компетенциях. Именно для этого мы инициировали исследования совместно с компанией Deloitte в Украине. Полученная информация позволит нам консолидировать свои возможности и усилия частных и государственных компаний и учреждений для разработки и внедрения программ переподготовки кадров", - отметил руководитель ГП "АМПУ" Райвис Вецкаганс. Во время конференции было подписано соглашение о сотрудничестве между АМПУ и Национальным университетом "Одесская морская академия", а также меморандум с Одесским государственным экологическим университетом.

Отдельно Райвис Вецкаганс подчеркнул важность обмена опытом с ведущими компаниями-участниками HR-конференции, которые уже имеют эффективную систему развития персонала и даже собственные корпоративные университеты. Так, свой опыт и рекомендации по кадровой трансформации на конференции представили: Deloitte в Украине, Киевская школа экономики (КSE), Администрация порта Антверпен, Офис поддержки реформ Кабинета Министров Украины, "Дельта-Вилмар СНГ", НАК "Нафтогаз Украины", ДТЭК, "Портинвест", "Метинвест", "Кернел" и другие компании.

Например, в НАК "Нафтогаз" также активно сотрудничают с несколькими вузами. По словам директора по персоналу компании Маргариты Коротковой, программа направлена на то, чтобы через несколько лет получить первое поколение выпускников с компетенциями, соответствующими запросам отрасли.

Как отметили участники мероприятия, мировые тенденции свидетельствуют об актуальности сочетания нескольких современных специальностей в пределах одной новой и появления мультифункциональных сотрудников, что предполагает общее повышение уровня квалификации рабочих специальностей. Среди других значимых тенденций и требований к сотрудникам, отмеченных ведущими HR-руководителями украинских компаний и образовательных структур, - необходимость взаимодействовать в пределах временных команд, в том числе объединенных онлайн, сотрудничать с искусственным интеллектом и широко использовать современные технологии и сложные гаджеты, проявлять гибкость и креативность при поиске решений.

Главные шаги, которые портовый бизнес считает первоочередными для адаптации кадровой политики отрасли к потребностям рынка, озвучила на конференции директор по персоналу компании "Портинвест" Евгения Салюк. "Для отрасли необходимо создать или актуализировать профессиональные стандарты по основным портовыми специальностям. А на их основе уже разработать современные целевые программы обучения. Параллельно с этим нужно работать над созданием независимых квалификационных центров, которые будут подтверждать квалификацию выпускников учебных заведений, а также работающего персонала", - отметила она. Также, по словам эксперта, приоритетом для крупных госпредприятий отрасли является более активная деятельность руководства компаний и HR-подразделений по повышению квалификации и освоения новых специальностей сотрудниками. Особенно актуально это потому, что численность персонала у них значительно выше, чем в частных компаниях. Отдельно государству следует обратить внимание на необходимость подготовки менеджеров-лидеров, которые могли бы провести госпредприятия портовой отрасли через трансформацию как формы собственности, так и кадровой политики. Для решения этих задач необходимо объединить усилия власти, частных и государственных предприятий, чтобы в итоге вывести кадровый потенциал портовой отрасли на качественно новый уровень.