Возросшая вибрация двигателей Pratt & Whitney PW1100G серьезно отражается на эксплуатации самолетов Airbus A320neo, а также угрожает замедлить восстановление графика их поставок. Об этом сообщили источники издания Aviation Week в авиапромышленности, пишет "Авиатранспортное обозрение".
Согласно этим источникам, повышенная вибрация турбовентиляторных авиадвигателей с редуктором проявляется в некоторых случаях уже после 1000 часов налета. Вибрация увеличивается со временем и в результате приводит к необходимости замены двигателя. Как правило, высокая вибрация фиксируется во время взлета, когда двигатели работают на максимальной тяге. В следующих фазах полета вибрация снижается.
"Операционная деятельность серьезно пострадала. Вибрация двигателей - самая серьезная проблема (для флота A320neo - ред.)", - заявил источник, близкий к Lufthansa, одному из крупнейших операторов A320neo.
В общей сложности с момента получения первого A320neo самолеты компании простаивали 254 дня (в 13 раз больше, чем A320ceo), заявил источник. 78% времени простоя случилось именно из-за проблем с двигателями, отметил он. Всего Lufthansa провела 14 незапланированных замен двигателей на A320neo по разным причинам, в том числе из-за повышенной вибрации. В авиакомпании от комментариев по данному вопросу отказалась.
Глава Lufthansa Карштен Шпор заявил, что компания получила лишь половину заказанных A320neo к этому моменту. И эти самолеты летают лишь 50% от летных часов A320neo.
Наличие вибрации требует дополнительного технического обслуживания и приводит к ускоренному износу двигателя, заявил источник в авиакомпании. Проблема отражается на всех A320neo компании, так как приходится переставлять двигатели с одного самолета на другой, для того чтобы держать хотя бы часть ВС в воздухе.
Источник в компании рассказал Aviation Week, что Airbus планирует установить причину проблемы к концу ноября, а к концу года - представить глубокий анализ. В Pratt & Whitney заявили, что "компания ведет работу с небольшим количеством двигателей PW1100G-JM, затронутых временной вибрацией. Работая в тесном сотрудничестве с клиентами, компания Pratt & Whitney разработала процедуры для минимизации негативного воздействия на операции".
В Федеральной авиационной администрации США (FAA) заявили о том, что они в курсе проблем и работают с производителем двигателя по этому вопросу. "Сейчас слишком рано начинать разговоры о выпуске директивы по летной годности", - добавили в администрации. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) на запрос издания оперативно не ответило, Airbus также не дал комментария.
В добавок к новым вызовам для авиакомпаний проблема с вибрацией может оказать большее давление на производство Pratt & Whitney и доступность запчастей. С момента начала эксплуатации двигателей программа PW1100G испытывает эксплуатационные трудности. Проблемы с вибрацией создадут дополнительную нагрузку на количество доступных запчастей, в то время как оперативная доступность двигателей для семейства A320neo крайне важна для достижения цели Airbus по поставке 800 или более самолетов в 2018 году.
Всего по состоянию на июль Airbus поставил 335 A320neo и 68 A321neo. В первые семь месяцев 2018 года заказчикам было передано 106 A320neo и 48 A321neo.
Между тем 7 сентября FAA планирует опубликовать предложенные правила, раскрывающие заводской дефект ротора турбины низкого давления в некоторых PW1100G-JM. В администрации заявили, что "получили отчет о том, что многие роторы первой и третьей ступени турбины низкого давления были поставлены до того, как партия слитков (из которых они были сделаны - ред.) была забракована из-за примесей в металле. Роторы могут содержать дефекты, не обнаруженные во время инспекций". Предложенное правило содержит 16 серийных номеров роторов, которые должны быть сняты до достижения 2240 циклов для роторов первой ступени и 4000 циклов для роторов третьей ступени.
Как известно, в феврале Airbus уже приостанавливал поставки A320neo из-за дефекта двигателей Pratt&Whitney.