Госслужба по безопасности на транспорте ("Укртрансбезпека") согласовала выдачу дополнительно 1400 двусторонних разрешений на перевозку грузов, в том числе, СУГ из Беларуси, передает enkorr.
По словам участинков рынка, этого количества разрешений хватит только до 15 декабря.
Поскольку ряд импортеров имеют долгосрочные контракты и обязаны забирать законтрактованный ресурс у белорусских производителей, они вынуждены при отсутствии разрешений, прибегать к услугам белорусских перевозчиков.
"При отсутствии разрешений, украинским контрагентам будет необходимо привлекать для доставки СУГ с заводов Беларуси либо белорусских автоперевозчиков, у которых ставки выше в 2 раза по сравнению со стоимостью украинских автоперевозчиков, либо доставлять СУГ ж/д транспортом. В 90% случаях белорусские заводы для налива СУГ согласовывают только подвижной состав "СГ-Транса" (Беларусь) и не предоставляют возможности подачи подвижного состава покупателя", - отметил начальник отдела продаж СУГ GT Group.
Ежегодно украино-белорусская комиссия согласовывает на следующий год объем разрешений на перевозку грузов. Разрешения бывают двусторонними (для импорта) и транзитными. Перевозчики каждой из стран получают пропорциональное количество таких разрешений. Разрешение выдается на каждую автоцистерну отдельно на одну поездку. Новое разрешение выдается в обмен на старое, "погашенное" на границе.
Нехватка двусторонних разрешений для украинских перевозчиков является типичной проблемой для последних нескольких лет. Например, в прошлом году они были исчерпаны украинскими перевозчиками в начале декабря. В этом году ситуация обострилась из-за роста украинского рынка СУГ.
Кроме этих разрешений есть еще один механизм движения транспорта украинских перевозчиков через территорию Беларуси - по так называемым книжкам ЕКМТ (Европейской конвенции министров транспорта). Эти разрешения (книжки) ежегодно распределяются на конкурсе Мининфраструктуры.
При этом участники рынка сетуют на то, что условия конкурсов содержат ряд необоснованных ограничений. В частности, к участию в конкурсе допускаются лишь компании-владельцы автоцистерн или арендаторы автотранспорта у лизинговых структур, в то время как логистические подразделения трейдеров зачастую не владеют транспортом, а только осуществляют оперативное управление.
По результатам 10 месяцев 2017 года на Беларусь пришлось 41% всего импорта СУГ (406,7 тыс. тонн из общего объема 981,5 тыс. тонн). 36% (147 тыс. тонн) всего импорта из Беларуси за этот период осуществлялось автомобильным транспортом.