В Скандинавии запущен процесс приватизации авиакомпании Scandinavian Airlines (SAS). Правительства Дании, Швеции и Норвегии, которым подконтролен один из крупнейших европейских перевозчиков, начали поиски инвесторов, сообщает ato.ru со ссылкой на Aviation Week.

Норвегия уже снизила свою долю в SAS с 14,2 до 11,5%. Швеция также продала часть акций, сократив долю с 21,3 до 17,1%. Покупателями выступили институциональные инвесторы. В рамках обеих сделок было продано 23 млн обыкновенных акций стоимостью 15,5 кроны (1,76 доллара) за одну ценную бумагу. Как говорится в заявлениях обеих стран, частичная продажа долей является лишь первым этапом на пути к полной приватизации оператора. Дания пока только готовится к продаже своей доли (сейчас она составляет 14,2%).

В настоящее время Норвегии, Дании и Швеции в совокупности принадлежит 42,8% оператора. Изначально их доля составляла 50,1%.

В 2012 году авиакомпания оказалась на грани банкротства, которое было вызвано в том числе высокими издержками и несбалансированностью маршрутной сети. В частности, из-за того что перевозчик принадлежит сразу трем государствам, он вынужден базироваться в трех аэропортах. Еще одним фактором, ведущим к убыточности, стало то, что маршрутная сеть SAS состояла преимущественно из рейсов малой и средней протяженности.

Чтобы исправить ситуацию, перевозчик сократил тысячи рабочих мест, избавился от непрофильных активов и оптимизировал маршрутную сеть, включив в нее больше дальнемагистральных направлений. В 2015 году SAS смогла вернуться к прибыльности. Впрочем, с увеличением числа дальнемагистральных рейсов усилилась конкуренция - как на европейских маршрутах (со стороны таких лоукостеров, как Wizz Air и Ryanair), так и на трансатлантических (со стороны Norwegian Air Shuttle).

По мнению экспертов, несмотря на то что SAS преодолела кризис, для нее будет непросто найти стратегического инвестора. Так, партнер авиакомпании по Star Alliance - авиакомпания Lufthansa уже отказалась от приобретения скандинавского перевозчика. Ближневосточные операторы заняты работой с другими активами. В качестве возможного кандидата называют китайскую HNA Group, которая активно скупает по всему миру компании, связанные с авиацией.