На совещании на высоком уровне в России может быть поднят вопрос об увеличении экспорта белорусских грузов через российские порты. Об этом сообщает РБК со ссылкой на источники и на материалы "Транснефти".

Эта компания предлагает закрепить в межправсоглашении, регламентирующем беспошлинные поставки нефти из России для переработки на белорусских НПЗ, обязательства Беларуси по экспорту определенных объемов нефтепродуктов через российские порты.

Сегодня более 90% экспорта нефтепродуктов из Беларуси уходит в направлении Прибалтики и черноморских портов Украины, говорит один из источников. В 2015 году Беларусь транспортировала через Прибалтику 8,5 млн тонн нефтепродуктов (за восемь месяцев 2016 года - еще 5,67 млн тонн). Объемы перевалки крупнейшего литовского нефтеналивного терминала Klaipedos Nafta в 2015 году выросли на 18,5% до 6,42 млн тонн. Klaipedos Nafta даже объявила о планах инвестировать около 10 млн евро в расширение мощностей терминала в Клайпеде специально под белорусские грузы.

Помимо этого Беларусь отгружает на экспорт калийные и азотные удобрения через Литву.

Читайте также В России вплотную взялись за план прекращения транзита топлива через порты стран Балтии

Источник, близкий к белорусской стороне, сообщил РБК, что поставлять нефтепродукты через российские порты на запад логистически дороже, так как это удлиняет путь. Он сообщил, что такая переориентация возможна при условии льгот - предоставлении скидок от РЖД и гарантированного доступа к трубопроводным мощностям.​ Он также считает, что изменение межправсоглашения, предполагающее переориентацию белорусских грузов из Прибалтики в российские порты, противоречит концепции Единого экономического пространства и договоренностям в рамках Союзного государства России и Беларуси.

Президент Беларуси Александр Лукашенко еще в 2012 году заявлял о намерении перенаправить грузы с прибалтийских терминалов в порты Ленинградской области и Калининграда, но до сих пор этого не произошло.