"Эффектность" и "эффективность" — однокоренные слова, но смысл у них разный. К сожалению, многие часто путают два этих похожих слова.
Например, президент РЖД Владимир Якунин — мастер красивых жестов и громких заявлений. Если заморозить тарифы, гремел он после решения правительства, РЖД не выберется из убытков. Президент монополии — один из немногих, кто публично критиковал решение правительства. Публично отказался публиковать декларацию о доходах. Когда в конце прошлой недели стало известно, что в санкционный список его включила кроме США и Европы еще и Австралия, он посетовал, что не сможет посмотреть на кенгуру. Якунин на каждую Пасху привозит в Россию частичку Благодатного огня — эффектно и высоконравственно.
Но ведь не за это же премьер продлил Якунину контракт на три года? Наверное, за то, что он самоотверженно работал предыдущие девять лет, пытаясь создать самую эффективную инфраструктурную компанию? Что-то не похоже. Скорость движения на сети падает. "Легче взять рюкзак на плечи и дойти до Владивостока пешком, чем доехать, например, товарным поездом, средняя скорость которого — всего лишь 18 км в день", — негодовал в начале года вице-премьер Аркадий Дворкович. Якунин — главный противник реформы РЖД, которая должна была превратить монополию из монструозного министерства путей сообщения в понятную прежде всего будущим инвесторам инфраструктурную компанию. Но РЖД не хочет расставаться с золотой жилой — грузовыми перевозками. Усилиями монополии реформа агонизирует уже третий год. За что ни возьмись, у РЖД нет денег: ни на строительство скоростных магистралей ("Сапсан" запущен в 2009 г., японские "Синкансены" развивали скорость более 200 км/ч уже в 1960-х гг.), ни на расширение БАМа с Транссибом. Зато хватило на французского логистического оператора Gefco и, очевидно, есть деньги на греческие порты.
Не хочется думать, что продление контракта — заслуга давней дружбы Якунина с руководителями страны и того факта, что он оказался под санкциями. Но источники в компаниях-грузоотправителях говорят: нежелание сдавать своего в такой критической ситуации — одна из причин, почему Якунин остался. Каким будет эффект от переназначения, я предполагать не возьмусь. Но пока РЖД на фоне коллег выглядит очень бледно. Сообщение о том, что к 2030 г. 80% пассажирских вагонов будет оснащено биотуалетами и кондиционерами, на фоне новости о китайском проекте строительства в США высокоскоростной магистрали длиной 13 000 км не производит совершенно никакого эффекта.