В Мининфраструктуры официально объявили о создании администрации морских портов. В состав нового предприятия войдут все украинские порты, а руководить администрацией будет начальник Одесского морского порта Юрий Васьков. Новая структура должна будет привлекать инвесторов в концессионные проекты. Но пока инвесторы и банкиры говорят, что вкладывать в крупные портовые проекты по-прежнему рискованно из-за непонятных правил игры.
Приказ о создании ГП "Администрация морских портов" (АМП) был подписан 19 марта. Вчера заместитель министра инфраструктуры Дмитрий Демидович заявил, что начальник Одесского морского торгового порта Юрий Васьков назначен и.о. главы этой структуры. Юрий Васьков отметил, что будет совмещать работу в порту и АМП до июня, когда администрация будет окончательно сформирована. В состав ГП войдут 18 портов, ГП "Дельта-Лоцман" и судоходная компания "Керченская паромная переправа".
Во время круглого стола "Стратегия морских портов Украины: точки роста отрасли" Дмитрий Демидович заявил, что до 2017 года портам нужно привлечь 25 млрд грн частных инвестиций. Юрий Васьков считает, что денег нужно еще больше — износ портового имущества достигает 80%. Руководство АМП займется реформой отрасли и привлечением инвесторов: закон "О морских портах" (принят в мае 2012 года) разрешает аренду либо концессию портовых причалов сроком до 49 лет.
В Украине уровень возврата инвестиций может быть высоким, считает руководитель практики в транспортном секторе и партнер PricewaterhouseCoopers Джулиан Смит. "Но есть много рисков: к примеру, политических, риск потери объекта концессии в результате разногласий, обязанность концессионера платить фиксированный концессионный платеж при переменных доходах. Кроме того, АМП не имеет опыта в управлении механизмом концессии",— добавил господин Смит.
Гендиректор компании "Портинвест" Александр Смирнов отметил и плохое состояние наземной инфраструктуры (автомобильные и железные дороги) на подходах к портам, а также нехватку подвижного состава у "Укрзализныци": "Это существенно влияет на загрузку портов. Кто будет инвестировать в наземную инфраструктуру? Пока нам это не ясно".
Гендиректор стивидорной компании "Бруклин-Киев" Юрий Губанков заявил, что его компания будет участвовать в тендерах Мининфраструктуры и АМП: "Концессия понятна инвесторам и банкам". Но министерству, по его словам, нужно включить в конкурсный комитет по концессии представителей международных финансовых организаций. Сейчас на подготовку необходимых документов инвестор тратит около двух лет, но документацию потом приходится переделывать в соответствии с требованиями банков. "Банки нужно привлекать на начальном этапе",— отметил господин Губанков. Представитель ЕБРР Андрей Цокол заявил, что банк готов участвовать в проектах украинских портов, но только при условии допуска еще на этапе формирования условий концессионного конкурса. "На заседаниях кредитных советов по проектам в украинских портах я сталкиваюсь с огромным количеством вопросов, и их больше в связи с созданием АМП. Нам нужно понимать, как будут проходить согласования проектов при государственно-частном партнерстве",— отметил зампред правления банка ПУМБ Артур Загородников. Дмитрий Демидович заявил, что в министерстве не против сотрудничества с банками.