В крупнейшем в стране морском порту — Одесском — назначено новое руководство. Управлять им будут Михаил Соколов и Геннадий Жуков, которые до этого, в частности, возглавляли службу флота порта. Участники рынка ожидают, что политика работы порта при новом руководстве существенно не изменится — топ-менеджеры продолжат работу бывшего начальника порта Юрия Васькова, возглавившего в этом году администрацию морских портов.
Исполняющим обязанности начальника порта и администрации ГП "Одесский морской торговый порт" (ОМТП) назначен Михаил Соколов, сообщили вчера в пресс-службе предприятия. И.о. директора ОМТП назначен Геннадий Жуков. Бывший начальник порта Юрий Васьков, возглавлявший порт с 2011 года, был уволен 12 июня, а 13 июня назначен и.о. главы администрации морских портов Украины (АМПУ; см. "Ъ" от 14 июня).
Украинские порты сейчас реформируются в соответствии с требованиями закона "О морских портах Украины". Одесский порт уже прошел реорганизацию, поэтому и руководить им будут два человека. Стратегическое имущество ОМТП (причалы, акватория, каналы, инфраструктура общего пользования и др.) было выделено в администрацию Одесского морского порта (Одесский филиал АМПУ), а ОМТП сохранило за собой производственные фонды (портовый флот, судоремонт, механизацию).
В Министерстве инфраструктуры не стали искать замену господину Васькову за пределами порта. И Михаил Соколов, и Геннадий Жуков до этого работали в ОМТП. Михаил Соколов ранее работал на судах компании V.Ships, директором логистической компании и старшим преподавателем кафедры "Морские перевозки" Морской академии. В октябре 2010 года он стал заместителем начальника службы флота ОМТП, а в декабре 2011 года — первым заместителем начальника порта. Геннадий Жуков работал на одесском судоремонтном заводе "Украина" и в Одесском порту. В 2008 году он возглавил службу флота ОМТП.
Юрий Васьков говорит, что давал рекомендации относительно руководства порта: "Решение принимал министр. В данном случае оно совпало с моими рекомендациями". По его словам, Михаил Соколов хорошо знаком со спецификой работы ОМТП. "Он был моим первым заместителем. Что касается службы флота и Геннадия Жукова, то портовый флот — самое большое подразделение ОМТП, порт не один год работает со стивидорными компаниями. Я считаю, что эти люди способны справиться с задачей реформы, которую ставит руководство отрасли",— подчеркнул господин Васьков.
ОМТП — крупнейший в стране порт по объемам перевалки грузов. Его чистая прибыль в 2012 году составила 416,1 млн грн. В прошлом году порт обработал 24,5 млн т грузов (-4,3%). Однако мощности предприятия позволяют ежегодно переваливать более 14 млн т сухих и 24 млн т наливных грузов.
Участники рынка характеризуют Михаила Соколова и Геннадия Жукова как компетентных людей, хорошо знакомых с отраслью и спецификой ОМТП. "Это опытные руководители, которые работали и при Николае Павлюке (бывший начальник ОМТП.—"Ъ"), и при Васькове. Они знают свою работу, квалифицированы и могут продолжить дело предыдущих руководителей",— отмечает гендиректор стивидорной компании "Бруклин—Киев" Юрий Губанков. Учредитель информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константин Ильницкий считает, что ОМТП лучше остальных портов подготовлен к реформе: "Если другие порты будут вынуждены проходить болезненную процедуру реорганизации, готовить структуру к аренде, концессии и приватизации, то в ОМТП ничего этого готовить уже не нужно. Там весь сектор перевалки грузов уже выполняет эту работу с десятком частных стивидорных компаний". По его словам, начало реформы в ОМТП еще в 1993 году запустил Николай Павлюк.
Впрочем, Юрий Губанков отмечает, что для новых руководителей порта назначение в период реформы — своего рода испытание. "С одной стороны, нужно работать и договариваться со стивидорными компаниями, а с другой — отстаивать интересы государства",— говорит эксперт. На руководстве ОМТП лежит и огромная коммерческая ответственность: "Им нужно поддерживать на должном уровне состояние гидротехнических сооружений, навигационной системы, акватории порта, чтобы порт мог получать прибыль",— добавляет Юрий Губанков. В этом году Одесский порт столкнулся с резким падением объемов перевалки. В январе-мае ОМТП сократил перевалку грузов на 21,7%, до 8,91 млн т. В пресс-службе порта говорят, что причина падения показателей — в конъюнктуре рынка: в российские порты уходит большая часть казахского транзита нефти и нефтепродуктов.