Рынок грузовых железнодорожных перевозок в РФ нащупал локальное дно, говорит статистика. Показатели приближаются к уровню конца прошлого года, когда после довольно длительного посткризисного отскока вверх произошло их резкое падение. В целом объемы транспортировки пока стабильны, а среднесрочные прогнозы показывают сохранение этой стабильности в 2014 г. Точки роста - все те же: уголь, удобрения, в меньшей степени - нефть, зерно и металлы.

L-ВАРИАНТ

Несколько лет назад, когда на одной из пресс-конференций журналисты спросили президента ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) Владимира Якунина, ждет ли он затяжного "провала" перевозок в связи с нестабильной экономической ситуацией, топ-менеджер не смог дать точного ответа. Все будет зависеть от того, как станет падать экономика, отметил он: будет ли график развития ВВП похож на латинские "V", "W" или "L".

Последние несколько лет с начала кризиса рынок грузовых перевозок развивался по V-варианту, однако к концу 2012 г. в динамике наметился разворот. При этом в течение всего 2013 г. объем перевозок хоть и стремился вверх, сократить отставание от прошлогодних показателей так и не смог. К декабрю рынок постепенно выходит на уровень прошлого года, а прогноз роста на 1,1% в 2014 г. (утвержден правительством РФ) говорит о том, что, по мнению РЖД, в ближайшей перспективе рынок будет развиваться по стагнационному L-варианту.

По сравнению с предыдущим месяцем в сентябре обозначился рост показателей на 0,5%, в октябре произошла коррекция (-1,2%), и в ноябре показатели вновь увеличились на 1,1%. Достигнут такой эффект был в основном за счет экспорта грузов: по сравнению с сентябрем к декабрю он увеличился на 9,2%. Импорт за этот период тоже подрос - на 7,1%. Зато внутренние перевозки, на которые приходится 60% грузопотока, упали на 5,4%. На фоне сокращающейся базы прошлого года отставание показателей в ноябре уменьшилось с 5,3% до 2,3%. Год назад в этот же период наметилось снижение перевозок, достигшее минимума в январе 2013 г.

"ЛИДЕРЫ" И "АУТСАЙДЕРЫ"

В структуре транспортировки безусловно лучше остальных по-прежнему смотрятся перевозки угля и удобрений. Объемы перевозки каменного топлива к зиме начали увеличиваться: в ноябре по сравнению с октябрем они выросли на 9,6%, в октябре по сравнению с сентябрем - на 1,3%. Это позволило превысить уровень ноября 2012 г. на 1,1%. Поддержку оказали как внутренние маршруты (в ноябре транспортировка на них оказалась на 11,1% больше, чем месяцем ранее), а также импорт (вырос за тот же период на 27,1%, оказавшись на 5,2% выше прошлогодних показателей). Экспорт же несколько просел за месяц, сократившись год "к году" с 3,1% до 1,2%. Цены на уголь снизились на 1,7% - до $84 за тонну по сравнению с октябрем 2013 г., указывает аналитик департамента маркетинга Brunswick Rail Евгений Гусихин. В то же время увеличивается и грузооборот: "Это связано с увеличением среднего расстояния перевозки как на внутренних, так и на экспортных маршрутах", - считает эксперт.

Транспортировка удобрений же в ноябре по сравнению с сентябрем увеличилась на 12% (на 7,6% - в ноябре и на 4,4% - в октябре), достигнув 136,9 тыс. тонн в сутки, что на 7,8% больше, чем годом ранее. "Такой рост обусловлен увеличением внутренних перевозок и экспортных отправок", - считает Е.Гусихин, уточняя, что импортерами, увеличившими объемы закупок российских удобрений, являются Украина, США и Китай. Согласно статистике, в ноябре по сравнению с октябрем перевозки внутри страны выросли сразу на 27,9%, что сократило отставание от уровня прошлого года с 13,6% до 5,3%. Экспорт же хоть и незначительно сократился, однако на 17,3% превышал прошлогодние показатели в ноябре.

Выделяя тенденции к росту в других сегментах, можно увидеть, что растут перевозки зерновых - на фоне низких показателей 2012 г., связанных с неурожаем. Выстрелили в ноябре перевозки кокса. Отправка лесных грузов в последний месяц осени, напротив, заметно упала, однако остается выше, чем в 2012 г.

Неплохо, но несколько хуже рынка, выглядит металлургический сегмент. В РФ их транспортировка в ноябре сократилась на 1% по сравнению с октябрем. "Уменьшение объема перевозок связано со снижением отгрузки на внутренний рынок с ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (MOEX: MAGN), ОАО "Северсталь" (MOEX: CHMF) и Челябинского металлургического комбината (MOEX: CHMK) ОАО "Мечел" (MOEX: MTLR)", - считает Е.Гусихин. При этом, правда, как и в случае с углем, растет грузооборот. Эксперт связывает это с увеличением экспорта продукции, произведенной на Западно-Сибирском и Нижнетагильском металлургическом комбинатах "Евраза", а также на ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (MOEX: NLMK).

ПРОГНОЗ КОНЦА ГОДА

Делая прогнозы на декабрь, аналитики считают, что тенденция стагнации сохранится. "При сохранении текущей динамики мы ожидаем, что объемы перевозок внутри РФ и на экспорт в декабре превысят 100 млн тонн, но будут ниже показателей декабря 2012 г.", - отмечает Е.Гусихин (для сравнения: из расчета среднесуточных перевозок в ноябре в РФ в 2,3088 млн тонн в сутки и на экспорт - в 1,1726 млн тонн в сутки, суммарный объем на этих направлениях составил 104,4 млн тонн).

"В декабре я по-прежнему ожидаю улучшения общей динамики погрузки на фоне низкой базы прошлого года. Из явных структурных катализаторов отмечу хороший урожай зерновых в этом сельскохозяйственном году, а также частичное устранение эффекта высокой базы по погрузке нефти, связанного с запуском второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" в декабре 2012 г.", - в свою очередь, полагает аналитик "Открытие Капитала" Ирина Ступаченко.

"Перевозки нефти и нефтепродуктов в декабре обычно сезонно достигают максимальных значений. Но, несмотря на рост к ноябрю 2013 г., они будут примерно на 5% ниже, чем в декабре прошлого года. Обусловлено это, в первую очередь, переключением грузопотоков на трубопроводный транспорт", - соглашается с таким прогнозом Е.Гусихин. Перевозки угля же в декабре, по его оценкам, также могут достигнуть уровня декабря 2012 г.

В связи с завершением крупных строительных проектов перевозки строительных грузов будут на 10% ниже уровня прошлого года, добавляет представитель Brunswick Rail. Вслед за падением спроса со стороны строительства снизятся и перевозки стали и руды (на 2-4%), а также лома металлов, полагает он. И.Ступаченко, правда, отмечает замедление темпов снижения погрузки строительных материалов, что, скорее всего, объясняется снижением базы сравнения после завершения строительства олимпийских объектов еще в прошлом году (в том числе - в ноябре). "Перевозки удобрений в 2013 г. достигли исторических максимумов, мы ожидаем продолжения такой динамики в конце года - на 5-6% к уровню ноября-декабря 2012 г.", - добавляет Е.Гусихин.