Украина и Европа оказались не готовы к подписанию соглашения о едином авиапространстве

Намеченное на 14 марта подписание соглашения о едином авиационном пространстве между Украиной и Евросоюзом откладывается. Инициаторами отсрочки официально выступают европейцы. Но сторонники пересмотра уже  закрепленных ранее договоренностей нашлись и в Украине. Прежде всего,  задержка выгодна МАУ, реальным владельцем которой называют украинского миллиардера Игоря Коломойского.

Европроблемы

"Сегодня Европейская комиссия отмечает невозможность подписания Соглашения о едином авиационном пространстве 14 марта 2014 года", – объявила в среду вечером пресс-служба Министерства инфраструктуры Украины.

Как  стало известно Hubs, обращение об отказе подписать соглашение в запланированные сроки поступило в Госавиаслужбу еще 5 марта.  В распоряжении редакции оказалось письмо главы Представительства Украины в ЕС в адрес Министерства иностранных дел. Из него следует, что внутреннее согласование текста документа затормозили трения между Испанией и Великобританией "в контексте проблемы Гибралтара". Другими словами, европейцы не смогли между собой договориться о формулировках относительно территорий, на которые распространяется  договор с Украиной.

Текст соглашения о едином авиационном пространстве был парафирован Украиной и ЕС 29 ноября на саммите в Вильнюсе. "После парафирования текста в него нельзя вносить изменения", – отмечает глава Центра экономического и политического анализа Александр Кава. В марте планировалось окончательное подписание соглашения.

До сих пор на авиарынке существовали ограничения: количество полетов и список компаний утверждались межправительственными соглашениями между Украиной и странами ЕС.

Внутренние трудности

Впрочем, и без отказа европейской стороны соглашение могло быть не подписано или же подписано с поправками. Причина - неравные условия для украинских и зарубежных перевозчиков, считают представители украинских авиационных профсоюзов.

11 марта состоялся закрытый круглый стол, в котором участвовали представители Госавиаслужбы, комитета Верховной Рады по регуляторной политике, крупнейших украинских авиакомпаний и профсоюзных организаций.

В соответствии с текстом договора украинские компании получали возможность свободно летать в страны ЕС. А европейские – летать и между украинскими городами, например, по маршрутам Киев-Донецк или Киев-Харьков, рассказывает представитель профсоюза Ассоциации летного состава гражданской авиации Украины Вениамин Тимошенко.

Кроме того, в Украине нет ускоренного принятия регламентов и директив ЕС, которые надо внедрить после подписания соглашений, добавляет исполнительный директор Всеукраинского профсоюза пилотов Алексей Капустинский.

Один из участников "круглого стола" рассказал Hubs, что текстом соглашения были недовольны и в МАУ – крупнейшей украинской авиакомпании. "Соглашением предусмотрены неравные условия для выдачи слотов в аэропортах", – описывает он суть ее претензий. В МАУ к моменту публикации не прокомментировали запрос Hubs.

"Мы два с половиной часа им объясняли, что европейские нормы выгодны для украинских компаний и их сотрудников, – рассказал Hubs один из руководителей Госавиаслужбы. – Но что они в итоге решили, не знаем".

Капустинский утверждает, что в  нынешнем виде такое соглашение заведомо  создает преференции иностранным перевозчикам и лоукостам. “Мы предлагали подписать соглашение, но с оговорками", – говорит он. По его словам, авиаторы решили написать письмо министру инфраструктуры, чтобы он учел их требования при подписании документа.

Подождем до зимы

Срыв соглашения выгоден украинским перевозчикам – в первую очередь МАУ и "бюджетной" авиакомпании "Визз Эйр Украина". Крупные национальные европейские компании и так летают в Украину по межправительственным соглашениям, а отечественные авиакомпании берут, как правило, минимум вдвое дороже за билеты на внутренние рейсы.

"Если сюда зайдут европейские лоукосты, они попросту вытеснят все украинские авиакомпании с рынка, а мы потеряем рабочие места", – признает Тимошенко.

Пример работы авиарынка в условиях открытого неба можно проследить на самом популярном маршруте из Украины. В начале 2013 года Украина и Россия договорились снять ограничения на полеты и "открыть небо" между Киевом и Москвой. В результате МАУ за год сократило количество рейсов с 49 до 14 в неделю, хотя остальные перевозчики, наоборот, нарастили пассажиропоток, – отмечает Кава.

Когда соглашение будет подписано, никто не берется прогнозировать. "В Европейской комиссии отмечают, что сейчас принимаются меры об ускорении процесса, и сразу после его завершения Украине предложат возможные сроки подписания Соглашения о Едином авиационном пространстве", – сообщает Мининфраструктуры.

Уже с началом летней навигации 2015-го авиакомпании могли бы свободно летать между Украиной и Европой, прогнозировал в начале года глава Госавиаслужбы Анатолий Колесник. Теперь же "свободное небо" для украинцев становится еще более далеким.