До последнего времени сотрудничество с АэроСвитом было весьма успешным, говорит глава представительства Turkish Airlines в Киеве Мустафа Хакан Йилмаз. В интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ он рассказал о том, почему пришлось прервать отношения с украинским перевозчиком и при каких условиях компания готова их возобновить.
О новых рейсах
- В чем суть вашей стратегии в Украине?
- Украинский рынок является одним из приоритетных для Turkish Airlines. Мы совершаем рейсы из шести украинских городов: Киева, Львова, Донецка, Днепропетровска, Симферополя и Одессы. Количество рейсов между украинскими городами и Стамбулом составляет 49 в неделю. Рейсы осуществляем на все континенты, кроме Австралии - 219 направлений (183 международных и 36 внутренних) в 98 стран мира. В 2013 году планируем открыть более 30 новых направлений.
- Сколько пассажиров вы перевезли в 2012 году?
- В 2012 году из Украины в страны мира мы перевезли более 500 тыс. пассажиров, что на 41% больше, чем годом ранее. В следующем году ожидается рост на уровне 40%. Но здесь многое будет зависеть от количества полученных разрешений на увеличение числа рейсов. Чтобы покрыть потенциал, который мы видим, количество рейсов нужно увеличить на 40%.
- Какие новые направления вы хотели бы открывать? Будете развивать внутренние маршруты?
- Сегодня самые крупные города по объему перевезенных нами пассажиров - Киев и Одесса. Планируем открыть рейсы Стамбул-Харьков в этом году, а также из Украины в Анкару. Внутри Украины мы не летаем - это прерогатива национальных перевозчиков. У нас пока нет планов создавать в Украине дочернюю компанию.
- По словам самих перевозчиков, назначения на международные рейсы в Украине происходят скорее кулуарно, чем открыто. Вы с этим согласны?
- Нет, мы этого на себе не испытываем. В нашем случае - это вопрос двусторонних соглашений между Украиной и Турцией. Сегодня Turkish Airlines использует весь дозволенный объем по количеству рейсов.
- Кто ваши основные конкуренты на украинском рынке?
- Как таковых конкурентов в Украине у нас нет, в том числе это касается и местных авиакомпаний. Существуют международные договоренности, по которым иностранная компания не может осуществлять рейсы напрямую из страны пребывания в третью страну. Поэтому мы перевозим пассажиров по всему миру, используя аэропорт в Стамбуле в качестве хаба. 40% всех наших украинских пассажиров используют Turkish Airlines в качестве транзитного перевозчика для перелета через Турцию в другие страны.
Об аэропортах
- Какие требования вы предъявляете к аэропорту базирования?
- Самое главное - наличие взлетно-посадочной полосы соответствующего качества. Также необходимы большие и чистые помещения, удобные места для регистрации, наличие телескопических трапов, парковки. С некоторыми аэропортами в Украине не ведется сотрудничество только по причине отсутствия необходимой взлетно-посадочной полосы, как, например, в Запорожье. Терминалы в Одессе и Симферополе, из которых мы летаем, нуждаются в реконструкции.
- Вы переехали в новый терминал D аэропорта Борисполь, вас там все устраивает? Почему не остались в старом?
- У Turkish Airlines высокая планка по уровню обслуживания клиентов. Переход в новый терминал демонстрирует, что мы готовы улучшать сервис. На данный момент нас здесь все устраивает.
- Бывший министр инфраструктуры Борис Колесников считает, что новому инвестору или концессионеру терминала придется увеличить площадь терминала D на 34 тыс. кв. м. При этом аэропорт сможет ежегодно обслуживать до 15 млн. пассажиров. Вы согласны с такими оценками? И нужно ли увеличивать терминал?
- Эти оценки вполне реальны. Сегодня ежегодный пассажиропоток в Борисполе составляет 9 млн. пассажиров. Для его увеличения, действительно, нужно примерно вдвое расширить площадь терминала. Кроме того, чтобы реализовать эти цифры местные власти обязаны привлекать крупные авиакомпании, а также выступать в качестве лобби в вопросе увеличения квот на полеты между Украиной и другими странами.
- Суда каких производителей вы используете? Какова сегодня средняя загрузка на рейсах?
- Мы используем самолеты Airbus и Boeing разных типов, средний возраст воздушного судна - 6 лет. Средняя загрузка в Украине соответствует показателям в других европейских странах - около 75%.
- Какую ценовую политику исповедует Turkish Airlines? Как подорожают билеты до конца года?
- С тарифами в ближайшее время ничего не произойдет - цены не поднимутся. Наоборот, постоянно предлагаются акционные условия. Например, недавно можно было купить билет в Европу за $1, без учета налогов и сборов. В формировании цен, мы руководствуемся системой Yield Management. За полгода до вылета можно купить часть мест по низкой цене, следующая квота будет стоить дороже, и последними продаются самые дорогие кресла.
О разрыве с АэроСвитом
- Почему вы прервали сотрудничество с АэроСвитом. При каких условиях вы готовы его возобновить?
- Мы знаем, что компания столкнулась с определенными финансовыми трудностями. Не хотим, чтобы проблемы АэроСвита отразились на наших пассажирах, поэтому были вынуждены приостановить сотрудничество. Как только авиакомпания преодолеет все трудности, будем готовы возобновить совместную работу.
- Каков итог сотрудничества с АэроСвитом? Вы получили в результате убытки?
- В 2012 году сотрудничество с АэроСвитом для нас было очень успешным. Мы приостановили его немного раньше, чем начались вопросы с банкротством, поэтому не почувствовали никаких трудностей, и у них нет задолженностей перед нами.
- Среди прочего, партнерство предполагало совместную эксплуатацию ряда маршрутов в Стамбул. Кто и как сейчас их обслуживает?
- Кодшеринговое соглашение распространялось на маршруты между Киевом, Одессой, Донецком, Днепропетровском, Симферополем и Стамбулом. Оно не предусматривает совместной эксплуатации маршрутов. Мы продавали свои билеты на рейсы АэроСвита, аналогично действовал и АэроСвит, продавая билеты на наши рейсы.
- Планируете ли вы заключать код-шеринговое соглашение с МАУ или другими украинскими авиакомпаниями?
- Мы открыты для переговоров. Но конкретных шагов в этом направлении пока не предпринимается.
- Кому, по-вашему, достанутся освободившиеся направления АэроСвита? Вы на них претендуете?
- Не претендуем. Согласно международному праву, Turkish Airlines не имеет права осуществлять прямые рейсы из Украины. Но, как и прежде, мы заинтересованы в увеличении частоты рейсов. В этом направлении рассматриваются любые варианты.
- Не считаете ли вы, что с уходом АэроСвита фактическим монополистом на рынке может стать МАУ? Как в целом изменится украинский рынок?
- Это нормальная практика, когда на рынке есть один национальный перевозчик. Такова ситуация, например, в Турции. Кроме того, в Украине большое количество перевозчиков, рынок свободен, поэтому предпосылок к тому, что появится монополия или ситуация начнет угрожать рынку, нет. С уходом АэроСвита его долю возьмут на себя существующие перевозчики, которые вынуждены будут увеличить частоту рейсов. Рынок не должен пострадать.
О либерализации рынка
- Какие тренды сегодня существуют на рынке авиаперевозок?
- Проведение Евро-2012 в прошлом году очень сильно повлияло на авиационный рынок. Украина, с ее населением, территорией, географическим положением, имеет огромный потенциал для полетов. Если либерализовать условия по увеличению квот на полеты, рынок станет более емким. Его потенциал просто нужно полностью задействовать.
- Вы чувствуете такую заинтересованность со стороны украинского правительства?
- Да, видно, что власти работают в этом направлении. Также мы наблюдаем заинтересованность менеджмента аэропорта Борисполь, который обеспечен на достаточно высоком уровне.
- Что больше всего мешает развитию на нашем рынке: разрешительная система, бюрократия, низкая покупательная способность?
- Единственная проблема - увеличение квот на полеты между нашими странами. Других особенностей, которые мешают бизнесу, мы в Украине не заметили.
- Вы взаимодействуете с правительством относительно либерализации бизнес-климата? С какими просьбами и пожеланиями вы обращались в Кабмин?
- В этом нет необходимости. Власть открыта для сотрудничества, нам не вставляют "палки в колеса".
- Вы тратите немало денег на глобальные рекламные кампании, привлекая голливудских звезд. Дорогая реклама оправдывает себя в посткризисный период? Принесли ли измеримый коммерческий эффект, к примеру, ролики с Месси и Коби Брайантом?
- Авиакомпания глобальная, поэтому рекламная кампания соответствующая. Она имела успех. Подобные рекламные кампании оправдывают себя и окупают себя в три, а то и в четыре раза.О спикере: Мустафа Хакан Йилмаз возглавляет киевское представительство Turkish Airlines с 2011 года. Имеет 20-летний опыт в авиации и степень магистра менеджмента и организации (ММО). В разное время возглавлял представительства Turkish Airlines в Хорватии, Словении, Сербии и России.
О компании
Turkish Airlines (Türk Hava Yolları или THY) была основана в 1933 году в Анкаре, качестве департамента Министерства обороны Турции под названием "Государственное управление авиакомпаний" с флотом, который состоял из пяти самолетов. Сегодня в распоряжении компании 207 пассажирских и грузовых самолетов, что делает ее пятой по величине авиакомпанией в мире. 49% акций Turkish Airlines принадлежит правительству Турции, остальные 51% акций принадлежат частным компаниям и торгуются на бирже.
Turkish Airlines является одной из самых быстрорастущих авиакомпаний сети Star Alliance. В настоящий момент Star Alliance включает в себя 27 авиакомпаний, его доля в мировых авиаперевозках составляет около 25%.