"Все, что ни делается, — все к лучшему", — казалось бы, это выражение ну никак не может охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в последние месяцы вокруг компании "АэроСвит". Формально уход из отрасли этого "авиамонстра" должен был бы привести к демонополизации рынка и удешевлению услуг для украинцев.

Только ему одному?

В середине января Анатолий Колесник, председатель Госавиаслужбы, сообщил, что с началом летнего расписания "АэроСвит" восстановит около 90% своих рейсов. В пресс-службе "АэроСвита" на вопрос корреспондента "ВД" о том, что происходит сейчас с рейсами, ничего вразумительного ответить не смогли, сославшись, впрочем, целиком и полностью на волю Госавиаслужбы.

"Воздушные маршруты в/из Украины являются собственностью государства Украина. Государство в лице регулирующего органа, Госавиаслужбы Украины, делегирует той или иной авиакомпании право эксплуатировать эти маршруты и представлять на них государство. В данном случае "АэроСвит" приостанавливает обслуживание части маршрутов, на которых он является назначенным перевозчиком. Делегирование права эксплуатировать эти маршруты другой авиакомпании является исключительной компетенцией Госавиаслужбы. Способ, которым определяется другой перевозчик, назначенный на тот или иной маршрут, и избирает Госавиаслужба. "АэроСвит" никоим образом не может повлиять на эти процедуры".

В то же время на момент сдачи этого номера в печать "ВД" не получила от Госавиаслужбы ответа на свой запрос.

Похоже, несмотря на то что в попытку поймать "за хвост" "самобанкротящийся" "АэроСвит" включились налоговики (Бориспольская объединенная госналогинспекция в Киевской области оспорила возбуждение дела о банкротстве "АэроСвита"), Игорь Коломойскийухитряется воплотить задуманное в жизнь: оставить "минусы" на "АэроСвите" и перевести "плюсы" на другие, подконтрольные ему, компании (подробнее — "В поисках денег").

Так как говорить о том, что МАУ является конкурентом "АэроСвита", довольно сложно. По неподтвержденной официально информации, которая активно обсуждается в прессе, в 2012 г. одним из фактических совладельцев МАУ стал предприниматель Игорь Коломойский — фактический владелец "АэроСвита" (в МАУ на момент сдачи номера в печать на запрос "ВД" не ответили).

Подтверждение тому — мнение Сергея Вовка, директора Центра транспортных стратегий. "Однозначно, что в самом большом выигрыше от возможного банкротства "АэроСвита" будет МАУ, которая имеет много код-шеринговых соглашений с "АэроСвитом" и де-факто уже начала продавать билеты на часть маршрутов, которые ранее обслуживала эта авиакомпания", — считает Сергей Вовк.

По данным Комитета гражданской авиации Минтранскома Казахстана, начиная с 16 января 2013 г. регулярные рейсы Астана — Киев, на которых ранее работал "АэроСвит", будут осуществляться авиакомпанией "Международные авиалинии Украины". Другой пример — рейсы Киев — Санкт-Петербург и Киев — Москва. После того как с середины января "АэроСвит" отменил полеты в эти города, в МАУ сообщили, что с 22 февраля с.г. начинают полеты в Санкт-Петербург, а в Москву увеличивают ежедневную частоту полетов с двух до пяти.

Кроме того, еще 11 января МАУ объявила о продаже билетов с начала летней навигации 2013 г. на ряд новых для компании международных направлений, которыми до последнего времени оперировала авиакомпания "АэроСвит". В частности, с 31 марта должны быть запущены новые ежедневные рейсы из Киева в Варшаву, Кали­нин­град, Вильнюс и Прагу.

Чуть позже в Стокгольм, Афины, Копенгаген, Салоники, Батуми, Нижневартовск. При этом еще в январе МАУ должна была получить в лизинг два самолета Boeing 737-800 Next Generation 2012 г. производства, ранее находившихся в эксплуатации у авиакомпании "АэроСвит".

Кто на новенького?

Другие авиакомпании также начали прилагать активные усилия для того, чтобы отвоевать долю "АэроСвита". По мнению Сергея Вовка, ряд авиакомпаний попытаются, образно говоря, поймать на слове украинских чиновников, заявляющих о необходимости конкуренции на рынке, и подать максимальное количество заявок на получение права выполнения маршрутов, которые ранее обслуживал "АэроСвит".

Одной из первых, скорее всего, почувствовала такие настроения в среде чиновников авиакомпания "Визз Эйр Украина". 22 января она сообщила, что подала авиационным властям Украины заявку на выполнение рейсов по 18 новым для нее направлениям. По словам Акоша Буша, генерального директора "Визз Эйр Украина", поданы заявки на выполнение рейсов, в частности, в Тель-Авив, Стамбул, Дубай, Вильнюс, Прагу, Варшаву, Ларнаку, Неаполь, Салоники, Москву, Санкт-Петербург, Баку, Ереван, Минск, Батуми.

В случае удовлетворения заявок компания планирует в течение трех лет увеличить свой флот до восьми самолетов против двух Airbus 320 на сегодняшний день. Как следствие, Акоша Буш считает, что это позволит компании перевозить 2,6 млн пассажиров в год.

Кроме того, Карен Антонов, глава наблюдательного совета "ЮТэйр Украина", сообщил Центру транспортных стратегий, что компания также подала заявки в Госавиаслужбу и претендует практически на все маршруты "АэроСвита" за исключением дальнемагистральных линий. Пока же перевозчик объявил об открытии трех новых рейсов с 1 марта на линиях Киев — Тбилиси, Киев — Ростов-на-Дону и Киев — Санкт-Петербург.

По словам Сергея Вовка, авиакомпания "ЮТэйр Украина", практически удвоив в прошлом году свое присутствие на украинском рынке, имеет четкий интерес к дальнейшему наращиванию своей доли (на момент сдачи номера в печать "ВД" не удалось получить официальные комментарии в "ЮТэйр Украина").

Низззя?

В то же время самым главным остается вопрос: а, собственно, выполнение рейсов на каких маршрутах могут получить молодые игроки рынка? "ВД" на свой запрос в Гос­авиаслужбу ответ на момент сдачи номера в печать не получила. "В принципе, маршруты должны распределяться Госавиаслужбой на конкурсных основаниях, но де-факто высокорентабельные маршруты не всегда передаются на четко рыночных условиях, — говорит Сергей Вовк. — В первую очередь это касается таких маршрутов, как Киев — Москва, Киев — Тель-Авив и т.д. Можно быть уверенным, что эти маршруты, кроме МАУ, никому не передадут".

Как следствие, молодым игрокам рынка достанутся маршруты, которые меньше всего будут интересны МАУ. По мнению Сергея Вовка, к таковым можно отнести маршруты из украинских аэропортов в страны Восточной Европы. Однако развитие событий в таком направлении может оказаться как раз выгодным одному из лоукостеров — "Визз Эйр Украина". По словам директора Центра транспортных стратегий, прошлогоднее банкротство венгерского авиаперевозчика Malev усилило позиции Wizz Air.

Теперь же возможное банкротство "АэроСвита" и передача части маршрутов, которые он ранее выполнял, компании Wizz Air усилит позиции последний на рынке Восточной Европы. Еще более радужные перспективы для этого лоукостера откроются после негативного развития событий вокруг польского национального перевозчика LOT, который, по словам Сергея Вовка, находится на грани банкротства.

Если события будут развиваться по такому сценарию, выиграют от возможного ухода с рынка "АэроСвита" и украинские пассажиры. Ведь в случае усиления позиций этого лоукостера украинцам, скорее всего, будут предложены билеты на прежние маршруты, но по более низким ценам.

Понаехали

Помимо Игоря Коломойского и его партнеров, а также Виктора Пинчука, у украинских олигархов нет серьезного интереса на рынке пассажирских авиаперевозок. Что этому способствовало? Вполне возможно, что преградой стали высокий инвестиционный порог или действия чиновников, которые могли играть "в одни ворота". Однако все равно глупо было бы считать, что помимо МАУ никому не приглянутся маршруты, которые ранее обслуживал "АэроСвит". Тем более что украинские власти активизировали разговоры о недопущении монополизации на рынке авиаперевозок.

"То, что произошло у нас, абсолютно ненормально для такой большой страны, как Украина. На рынке авиаперевозок не должно быть монополизма. И в правительстве создана рабочая группа под руководством вице-премьер-министра Вилкула, которая должна подготовить предложения по решению этой проблемы", — сообщил 25 января на своей странице в Facebook Николай Азаров, премьер-министр Украины.

Вполне возможно, что за этим комментарием стоит не только желание бороться с монополизмом, но и частный интерес семьи Николая Азарова. Наталкивает на эту мысль информация о том, что активно развивающаяся авиакомпания "Эйр Оникс", по данным Forbes.ua, является семейным бизнесом главы правитель­ства. Если это так, то после возможного ухода с рынка одного из крупнейших авиаигроков и появления свободных маршрутов чиновники от авиации могут побояться не дать пару-тройку маршрутов "Эйр Ониксу".

"ВД" на момент сдачи номера в печать не удалось получить комментарий от "Эйр Оникса" о перспективах развития авиакомпании. Кроме того, вопрос к Николаю Азарову, который был прямо поставлен 29 января 2013 г. на страничке премьер-министра в Facebook’е, был удален ретивыми сотрудниками его пресс-службы.

Очевидно, что уже в ближайшие недели разгорится ожесточенная подковерная борьба за право выполнять рейсы на маршрутах, которые ранее осуществлял "АэроСвит". Если информация о благосклонности украинских чиновников к "Эйр Оникс" соответствует действительности, то другим новым игрокам рынка придется все-таки потесниться. К сожалению, таковы неформальные правила ведения бизнеса в Украине. Помешать этому может только техническая неготовность близких к чиновникам авиакомпаний.