Руководству "Укрзализныци" (УЗ) удалось договориться с профсоюзами, избежав пикетов и забастовок. Железнодорожники добились повышения зарплаты и гарантий сохранения штата на этот год. Но в будущем после акционирования УЗ решением социальных вопросов будет заниматься отдельное управление — это поможет руководству УЗ лучше контролировать профсоюзы, считают эксперты.

"Укрзализныця" удовлетворила более 80% требований профсоюзов, заявили вчера в пресс-службе монополии. "В целом профсоюзы удовлетворены переговорами, но работа по всем вопросам продолжается", - отметили в УЗ. Встреча руководства администрации и профсоюзов состоялась в минувшую пятницу. В частности, УЗ пообещала не сокращать штат в этом году, заявила о планах повысить зарплату на 15,8% и выделить порядка 3 млн грн на проведения исследований условий труда локомотивных бригад. По многим вопросам будут созданы рабочие группы.

Около 300 представителей профсоюзных организаций железнодорожников вышли в минувшую среду на митинг у здания Кабинета министров. Участники требовали, в частности, повысить зарплату сотрудникам в этом году на 25% и гарантировать сохранение штата УЗ в условиях сокращения грузовых перевозок (см. "Ъ" от 17 января). В случае невыполнения их требований участники акции угрожали остановить работу транспорта.

До этого свои требования УЗ выдвинул и крупнейший в отрасли профсоюз - железнодорожников и транспортных строителей Украины (объединяет около 400 тыс., или 98% работников железнодорожного транспорта). Помимо вопросов относительно зарплаты и сокращения штата, профсоюз потребовал обеспечить справедливый учет рабочего времени, а также создание специального управления по решению социальных трудовых вопросов. Но пикетирование Кабмина этот профсоюз не поддержал, объяснив, что проведение митинга противоречит закону "О порядке решения коллективных трудовых споров".

Так, железнодорожные профсоюзы могут проводить подобные акции только после проведения мирных переговоров, если те не увенчались успехом.

Глава Свободного профсоюза машинистов Украины Владимир Козельский подчеркивает, что организация устраивала митинг, а не забастовку. "Митинг - мирное собрание, мы имели на него право. Странно, что такой большой профсоюз нас не поддержал", - отметил он. Тем не менее представителей его организации удовлетворили предложения УЗ. В ближайшее время профсоюз не будет пикетировать Кабмин.

В результате переговоров с профсоюзами руководство УЗ пообещало предусмотреть в уставе будущей акционерной компании, в которую будет реорганизована УЗ, создание отдельного управления по решению социальных вопросов. Организационную структуру АО "Укрзализныця" сейчас разрабатывает компания Ernst & Young. Социальное управление будет заниматься вопросами соблюдения трудового законодательства, заработной платы, организации оздоровления работников отрасли, содержания лечебных и оздоровительных учреждений. При этом на всех железных дорогах будут введены должности юристов, которые будут заниматься вопросами соблюдения трудового законодательства. "Сейчас этими вопросами занимаются юрслужбы железных дорог наряду с вопросами, которые касаются заключения договоров и сопровождения документов. Теперь они будут контролировать вопросы соблюдения трудовых прав работников железнодорожной отрасли", - заявил председатель профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Вадим Ткачев. Он отметил, что это управление будет создано в 2013 году.

Создание отдельного социального управления не имеет смысла, говорит Владимир Козельский. Сейчас в УЗ есть Главное управление кадровой и социальной политики. Но заместитель главы комитета Верховной рады по вопросам экономической политики Ксения Ляпина ("Батькивщина") считает, что такие изменения необходимы в первую очередь самим лидерам профсоюзов. "Им нужно объединить различные денежные потоки в УЗ в одну структуру, так удобнее ими распоряжаться. Руководству же "Укрзализныци" создание такого управления поможет лучше контролировать профсоюзное руководство", -отмечает депутат.