В середине января "Мечел" закрыл сделку по приобретению государственной доли в Ванинском порту. Таким образом, длившаяся несколько лет эпопея с продажей одного из крупнейших дальневосточных портов официально завершилась. "Мечел" заплатил за актив больше 15 миллиардов рублей, что поставило куплю-продажу "Ванино" в число крупнейших приватизационных сделок последних лет.

О Ванинском морском торговом порте за те несколько лет, которые государство готовило его к продаже, были написаны сотни статей и аналитических материалов. "Лента.ру" решила выделить пять самых главных вещей, которые нужно знать о "Ванино" и о том, почему эта сделка - одна из важнейших в российской промышленности за последние несколько лет.

1. Последний крупный

Морские порты важны для российской экономики, поскольку через них экспортируются полезные ископаемые - если газ идет из России по трубопроводам, то значительная часть угля, нефти, металлов перевозится по морю. Кроме того, морские порты нужны для экспорта зерна, древесины, удобрений - в общем, практически для всех экспортных товаров России. Достаточно сказать, что, например, страны АТЭС занимают в доле товарооборота страны более 24 процентов, а доставить товары из России во многие из них можно только по морю.

В 2000-е годы управление практически всеми торговыми портами в России перешло либо в частные руки, либо к компаниям, близким к государству. Так, крупнейший российский торговый порт - Новороссийский - контролируется структурами государственной "Транснефти" и частной группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, а, к примеру, бизнесмен Владимир Лисин владеет через компанию Universal Cargo Logistics Holding портами в Санкт-Петербурге, Туапсе и Таганроге.

В прямой собственности государства оставались миноритарные пакеты акций во многих портах, а также те активы, которые нельзя выгодно продать. Единственным исключением был как раз Ванинский порт - один из самых больших и востребованных портов на Дальнем Востоке. Он находится рядом с основными железнодорожными магистралями и имеет выход на Китай, Корею и Японию - крупнейших потребителей российских ресурсов на Востоке.

2. Со второй попытки

Ванинский порт активно готовили к приватизации несколько лет, и 19 мая 2011 года состоялся первый аукцион по контрольному пакету акций компании. На нем было сделано более 700 шагов, причем победили не основные претенденты (в том числе En+ Олега Дерипаски, миноритарный акционер порта), а никому неизвестный "Сэлтехстрой", предложивший за актив 10,8 миллиарда рублей.

Впоследствии выяснилось, что "Сэлтехстрой" принадлежит внуку Анастаса Микояна Ивану. В интервью "Ведомостям" он утверждал, что хотел купить порт для себя и у него были необходимые деньги, но, разобравшись в бумагах порта повнимательнее, решил, что актив таких денег не стоит. После этого Микоян передумал платить обещанные миллиарды, и государство получило только залог - 93,4 миллиона рублей.

В августе Росимущество подало иск к "Сэлтехстрою" с требованием оплатить неустойку еще в 300 миллионов рублей, но суд первой инстанции решил взыскать с компании Микояна только 75 миллионов. Правда, потом, судя по карточке дела в базе данных арбитражных судов, оно прошло еще несколько инстанций, пока наконец в кассационной инстанции в августе 2012 года не было решено, что штраф в 75 миллионов рублей справедлив.

Сразу после аукциона участники торгов предположили, что за Микояном кто-то стоял - то ли руководство самого Ванинского порта, то ли его клиенты (ни те, ни другие якобы не хотели смены собственника, потому что одним это грозило увольнением, другим - более высокими ставками на перевалку), но сам бизнесмен ни в чем не признался. В интервью "Коммерсанту" он туманно намекнул на "неэффективность" нынешних менеджеров "Ванино", но никакой конкретики в этом деле так и не появилось.

3. Пример успешной приватизации

Несмотря на скандал с Микояном, приватизацию Ванинского порта можно считать успешной. На новом аукционе, состоявшемся в декабре, сумма выросла до 15,5 миллиарда рублей, то есть результат оказался в полтора раза лучше, чем годом ранее. При этом выиграл вполне "солидный" претендент - "Мечел", одна из крупнейших металлургических компаний страны, которая вряд ли допустила бы неплатеж на аукционе. Тем более что на этот раз условия аукциона изменились: теперь все претенденты должны были заранее предоставлять банковские гарантии на три миллиарда рублей.

Если говорить о приватизации с точки зрения государства, то чиновники выручили за актив гораздо больше, чем предполагали: стартовый платеж составлял 1,5 миллиарда рублей. Таким образом, в ходе аукциона цена была повышена более чем в 10 раз. Почему государство изначально установило такую низкую цену, непонятно - даже по торгам в 2011 году было видно, что за актив можно выручить гораздо больше.

В плане прозрачности условий аукциона вопросов не возникло ни у победителя, ни у проигравших, в том числе и у En+ Олега Дерипаски. Его компания во второй раз проиграла борьбу за актив, в котором ей принадлежит миноритарный пакет. Теперь "Мечел" должен будет направить En+ предложение о выкупе его ценных бумаг: по оценке газеты "Коммерсантъ", его затраты на акции миноритариев могут составить еще 5,6 миллиарда рублей, из которых 4,6 миллиарда придется на En+

4. 10 годовых выручек

По итогам 2011 года выручка "Ванино" составила 1,5 миллиарда рублей, при этом грузооборот упал на 1,7 процента. В 2012 году промежуточные результаты "Ванино" оказались также не слишком впечатляющими - за первые семь месяцев грузооборот упал еще на четыре процента. Правда, в самом порту связывают это не с деятельностью компании, а с РЖД - в частности, с неравномерным подходом грузов по железной дороге.

Даже если предположить, что объемы погрузки (а следовательно, и выручки) будут расти с приходом нового хозяина на десятки процентов в год, вернуть деньги "Мечел" сможет только через несколько лет, а с учетом необходимых затрат на модернизацию и выплаты миноритариям речь, скорее всего, идет о нескольких десятках лет.

Тем не менее "Ванино" - важный для "Мечела" актив, поскольку само наличие порта позволит всей группе экономить на перевозке угля к Тихому океану и не тратиться на другие проекты в этой отрасли. Тем более что ресурсная база для резкого увеличения перевалки угля в "Ванино" есть: в августе 2011 года "Мечел" ввел в эксплуатацию Эльгинский разрез, одно из крупнейших в стране месторождений коксующихся углей. Оно расположено на юго-востоке Якутии и должно быть связано с Байкало-Амурской магистралью, которая, в свою очередь, имеет выход к "Ванино".

5. Два пути

Аукцион по "Ванино" неизбежно означал, что одному из крупнейших портов Дальнего Востока пришлось бы меняться. Если бы победил En+ Олега Дерипаски, то к "Ванино" были бы пристроены глиноземный и зерновой терминалы - во всяком случае, именно так развивать порт обещали в самой En+

Победа "Мечела" означает, что основной упор будет сделан на уголь. Сейчас он занимает в структуре грузов "Ванино" относительно небольшое место - 1,6 миллиона тонн из общего грузооборота в 5,9 миллиона тонн. Вполне вероятно, что уже в ближайшие годы "Мечел" сможет резко увеличить этот показатель - тем более что сейчас он в числе клиентов "Ванино" вообще не состоит.