Украинские железные дороги уже несколько лет эксплуатируют инновационные полувагоны на тележках улучшенной конструкции. О том, какие результаты этой эксплуатации и о перспективах внедрения нового подвижного состава наш разговор с первым заместителем Генерального директора Укрзализныци Николаем Сергиенко.

— Николай Иванович, в прессе прозвучало сообщение о том, что ОАО "РЖД" направило письмо в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с предложением ввести для полувагонов нового поколения — инновационных вагонов — скидки на тариф в размере до 6%. Министерство промышленности и торговли РФ поддерживает эту идею. Такие вагоны производятся в Украине. С чем связано обсуждение введения подобных льгот при их использовании?

— Как нам известно, на очередном заседании комитета некоммерческого парт­нерства "Объединение производителей железнодорожной техники" по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов, которое состоялось в октябре в г. Саратове (Россия), были утверждены параметры, определяющие инновационность вагонов.

Этим критериям соответствуют производимые в Украине полувагоны нового поколения модели 12-7023 и 12-7023-01 на тележках 18-7020. Выпуск их освоен ПАО "Крюковский вагоностроительный завод" (г. Кременчуг) и другими производителями железнодорожной техники в Украине.

Что касается предложения по введению льготного тарифа при их использовании, то это связано с улучшенными эксплутационными характеристиками. Так, в отношении инфраструктуры такой вагон не имеет ограничений скорости ни в груженом, ни в порожнем состоянии, показатели его динамического воздействия на путь существенно ниже. К примеру, износ внутренней поверхности головки рельса сокращен более чем в 4 раза.

Кроме того, существенно выше показатели надежности, а значит, меньше простоев в неисправном состоянии. За счет меньшей тары вагона повышена грузоподъемность. Нормативный срок службы полувагона увеличен в 1,45 раза (32 года против 22 лет). Прогнозируется сокращение энергозатрат на тягу на 10%.

— В Украине уже есть опыт эксплуатации этих инновационных вагонов. Каковы его результаты?

— Подконтрольная эксплуатация полувагонов модели 12-7023-01 в инвентарном парке Укрзализныци на протяжении более чем пяти лет показала высокую экономическую эффективность. Прежде всего, это касается увеличения межремонтного пробега в 2 раза (500 тыс. км до первого деповского ремонта после постройки и 250 тыс. км между последующими деповскими ремонтами). Кроме того, сокращена стоимость жизненного цикла полувагона по сравнению с серийным: с учетом применения колесосберегающей технологии обточки колес, которую мы для них вводим, в пересчете на один год нормативного срока службы — более чем в 2,8 раза.

— В чем суть данной технологии?

— На сегодня уже завершены эксплуатационные испытания полувагонов, тележки которых модернизировано по проекту С03.04, а также полувагонов моделей 12-7023-01 на тележках 18-7020, с колесными парами, обточенными по колесосберегающей технологии, с применением конформного ремонтного профиля ИТМ-73-01. Испытания подтвердили возможность увеличения ресурса пробега цельнокатаных колес практически в 3 раза.

Как известно, модернизация серийной тележки грузового вагона модели 18-100 по проекту С03.04, как и конструкция тележки модели 18-7020, позволяет резко улучшить его ходовые и динамические параметры, снять ограничения скорости движения поездов и одновременно в несколько раз увеличить износостойкость узлов трения вагона и гребней колесных пар.

Однако наличие на поверхностях катания колес выщербин, ползунов и других дефектов значительно уменьшает эффект от модернизации — из-за необходимости устранения этих дефектов поверхности катания при каждом деповском ремонте, а это обточка до 80% колесных пар.

Применение колесосберегающей технологии позволяет, при сохранении периодичности обточек, уменьшить толщину снимаемого металла до 3—4 мм (вместо 6—8 мм). Этого достаточно для устранения поверхностных дефектов и обеспечения колесной паре пробега 1210—1350 тыс. км на протяжении 24—27 лет, вместо 450 тыс. км на протяжении девяти лет, при одинаковых среднегодовых пробегах.

Результаты опытной эксплуатации колес были рассмотрены на заседании секции научно-технического Совета Укрзализныци по вагонному хозяйству, на котором приняли решение об экономической целесо­образности при производстве плановых видов ремонта модернизированных грузовых вагонов колесосберегающей технологии. Ее применение не требует значительных материальных затрат, за исключением приобретения копиров для колесотокарных станков и соответствующих средств измерения (шаблонов/контршаблонов).

— Почему же при всех явных преимуществах инновационные вагоны пока не нашли широкого применения?

— В Украине закуплено и эксплуатируется чуть больше 1 тыс. таких вагонов, а причин недостаточно широкого их распространения несколько.

Во-первых, потребовалось время, чтобы доработать конструкцию, повысив при этом эффективность её эксплуатации, подтвердить подконтрольной эксплуатацией срок службы и межремонтные пробеги, что завершилось только в текущем году. Кстати, подконтрольная эксплуатация продолжается, и следующий рубеж — это подтверждение межремонтного пробега 320 тыс. км вместо 250 тыс. км.

Во-вторых, при остром дефиците вагонов и ажиотажном спросе на их производство, что имело место до последнего времени, не до выбора модели и её эффективности.

На сегодня в России наблюдается перепроизводство, прежде всего, полувагонов, спрос на рынке вагоностроения снижается и будет обусловливаться в будущем планомерной заменой подвижного состава, списываемого по выработке ресурса.

Самое время подумать о том, каким парком будем перевозить грузы последующие 20 лет и как поднять производительность перевозок. Думаю, очевидное преимущество инновационных вагонов изменит отношение к ним собственников вагонов. Уже в текущем году 500 инновационных вагонов закупила Белорусская железная дорога.

Хотел бы отметить, что, следуя перспективной технической политике развития парка грузовых вагонов, предприятия "Укрзализныци" с 2007 г. закупают только полувагоны модели 12-7023 или полувагоны на тележках модели 18-100, но модернизированные по проекту С03.04, которые приближены по своим характеристикам к первым.

— Насколько нам известно, уже запущены в производство не только инновационные полувагоны, но и подобный подвижной состав других типов. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Действительно, критериям инновационности соответствуют не только полувагоны моделей 12-7023 и 12-7023-01. Оте­чественные вагоностроители предлагают целый ряд инновационных грузовых вагонов различных типов на тележках модели 18-7020: контейнеровозы и вагоны-хопперы для перевозки зерна. Они уже имеют допуск к эксплуатации в межгосударственном сообщении, а работы по распространению тележки модели 18-7020 под другими серийно выпускаемыми моделями грузовых вагонов продолжаются. Кроме того, потребности рынка перевозок подтверждают необходимость создания подвижного состава нового поколения с увеличенной до 25 тс осевой нагрузкой и повышенной надежностью ходовых частей. Украинские вагоностроители также имеют успех в создании таких вагонов.

Будем надеяться, что с каждым годом инновационных вагонов в Украине будет все больше.