Минтранс готов передать вопросы регулирования назначений на международные авиаперевозки бизнес-сообществу.
Саморегулируемая организация (СРО) должна управляться наблюдательным советом руководителей авиакомпаний. И свое согласованное решение, кому достанется тот или иной маршрут, бизнес будет передавать в минтранс. Такое предложение ведомство направило авиакомпаниям, отметил в беседе с журналистами замминистра транспорта Валерий Окулов в перерыве заседания межправкомиссии при минтрансе, которая, пока распределяет коммерческие права на международные авиаперевозки. "Неправильно, когда государству нужно решать каждый чих, но перевозчики боятся заниматься распределением международных маршрутов, бояться, что они разругаются между собой", - отметил он.
К сожалению, предложение не вызывает поддержки со стороны перевозчиков, сказал Окулов. "Более того, при подготовке новой редакции положения о работе комиссии, при выработке критериев для принятия решения по допуску авиакомпании пока нет консолидированной позиции. Каждый перевозчик дал свои предложение, но они противоречат друг другу, и соединить их в консолидированную позицию не представляется возможным. Это проявление незрелости бизнес сообщества", - предположил Окулов. Тем не менее, глава минтранса Максим Соколов, присутствовавший на заседании, дал перевозчикам еще две недели для того, чтобы они пришли к единому мнению по критериям и представали их на следующем заседании, сказал Окулов. "Нам надо выстроить критерии так, чтобы все показатели имели свои параметры. И по ним можно было оценить авиакомпанию, чтобы исключить субъективный фактор при принятии решения по международным маршрутам", - сказал Окулов.
Пока же каждая авиакомпания предлагает наиболее выгодные лишь для себя критерии. Например, принимать во внимание налоговые отчисления, территориальную принадлежность авиакомпаний. Хотя были и интересные предложения, особенно для пассажиров: при выдаче коммерческих прав на перевозку принимать и ценовую политику авиакомпаний. Но пока нет понимания, как выстроить этот критерий и как его администрировать, пояснил Окулов. Идея по проведению аукционов на международные перевозки, предложенная Федеральной антимонопольной службой, тоже еще обсуждается. Но в международной практике таких аукционов не проводится, отметил замминистра. И есть опасения со стороны перевозчиков, что введение такой системы может отрицательно сказаться на безопасности полетов. Кстати, была идея и о создание страхового фонда в рамках СРО, из которого финансировались бы перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний, но ничего не получилось, и поэтому создание его будет проводиться по решению правительства, отметил Окулов.
Но в целом ситуация с международными перевозками в Европу не так уж плоха. "Идет расширение доступа российских авиакомпаний к международным перевозкам, либерализация этого сектора авиарынка. По ряду направлений, там, где была монополия одного перевозчика, появился второй назначенный перевозчик. Серьезно расширенно количество частот, снимается ограничения по количеству чартерных программ. Но самая архаичная ситуация с соглашениями по авиасообщению со странами СНГ. Они нацелены не на развитие перевозок, а на ограничение. Здесь жесткие рамки по количеству перевозчиков, географии полетов, частот, обязательное согласование с назначенными перевозчиками полетов. Хотя и Таможенной союз, и Единое экономическое пространство, концептуально предполагают, что должно быть снятие барьеров и ограничений для развития экономики, в том числе воздушного сообщения", - сказал Окулов. Минтранс для улучшения ситуации наметил внеочередные консультации с авиавластями стран СНГ, выносятся вопросы авиационных перевозок в рамках СНГ на целый ряд неминтрансовских площадок. "Такая площадка есть у антимонопольной службы, - пояснил замминистра. - И мы намерены приглашать их коллег из стран СНГ при проведении переговоров с транспортными властями по воздушному сообщению".
Тем временем
На 27 сентября намечены переговоры с белорусскими коллегами по вопросу частоты полетов Москва-Минск на зимнее расписание. Делается это для того, чтобы не повторилась ситуация прошедшей весны, когда 26 марта авиасообщение между Минском и Москвой было внезапно прервано на несколько часов. Причиной конфликта стало тогда число рейсов по маршруту Минск-Москва.