Борис Колесников: "Если построить скоростную дорогу, из Донецка в Киев доедем за 3 часа"
Вице-премьер и министр инфраструктуры рассказал "Сегодня" о будущем скоростных экспрессов в Украине, о высоких ценах на гостиницы во время Евро-2012 и о том, что и почему не успели сделать к футбольному чемпионату Европы
- Борис Викторович, из тех, кто уже ездил на новом скоростном "Хюндае", вы, наверное, были самым привередливым пассажиром. Как ощущения?
- Вообще-то я всю дорогу проговорил с журналистами (Колесников съездил со СМИ от Киева до Львова 25 мая. - Авт.), поэтому оценить поездку как пассажир не смог. Но раз я не заметил пять часов пути, значит, ощущения хорошие.
- Уже определены планы развития дневного скоростного движения?
- Не нужно спешить. Москва не сразу строилась, и наш переход на современный транспорт тоже не сразу произойдет. Сейчас мы изучаем уже свой опыт, и на его основании должны провести коммерческие исследования на следующие поезда, поэтому пока берем паузу. В свое время "Сапсан" (скоростной поезд Москва-Санкт-Петербург. - Авт.) начинал с 15% загрузки. Мы начинаем с 20%, к маю 2013-го выйдем на 75-80%. Думаю, после этого и будем принимать следующие решения.
- Но есть несоответствие нашей инфраструктуры и современных поездов - насколько это сказывается?
- Если сделать раздельный ход - грузовой и пассажирский, как Европа сделала после Второй мировой войны, то, конечно, скорость увеличится еще в полтора раза.
- То есть нужно построить отдельные пути для пассажирских поездов?
- Из Киева до Донецка "Хюндай" будет ехать почти шесть часов. Если построить скоростную дорогу, то доедет за три часа. Есть разница? Вот только это экономически необоснованно.
- Если представить, что такую дорогу построили у нас, за какое время она могла бы окупиться?
- Чтобы говорить о приемлемых сроках окупаемости, нужно иметь среднюю зарплату в стране не ниже 1200-1500 долларов. Посмотрите, кто имеет скоростные дороги в Европе: самые богатые страны западного мира - Великобритания, Германия, Франция, в Испании начали строить и в Италии. Восточная Европа еще не имеет скоростных дорог. Частично ее захватывает, но, по большому счету, не имеет. Просто нет потока - понимаете, ведь для рентабельности поезд должен ходить хотя бы раз в час, а то и в полчаса. Это в сутки должно быть по 30-40 поездов. Где взять столько пассажиров? Такой деловой активности нет.
- О Евро-2012, до которого осталась всего неделя. Какое у вас сейчас настроение?
- Настроение у меня будет хорошее только 2 июля, когда уже гости начнут разъезжаться и можно будет вздохнуть спокойно, что все получилось. А весь ближайший месяц в любом случае расслабляться не придется - остается большой объем проблем, которые в ходе турнира могут возникнуть. Хотя, конечно, когда в понедельник мы сдали последний объект Евро-2012, - терминал D Бориспольского аэропорта - вздохнули уже более-менее спокойно.
- Вы сейчас представляете, какие будут проблемы на Евро-2012?
- Есть такая поговорка: проблемы надо решать по мере их поступления. Вот так и будем делать. Могут быть разные проблемы, но мы готовы практически ко всему.
- Наболевший вопрос высоких цен на гостиницы и хостелы решается?
- Вообще-то в Украине есть номера от 8 евро - в общежитиях колледжей, - до 400 евро в гостиницах. При этом практически все уже продано. Значит, не такая уж это и проблема. То есть проблема, конечно, есть, но она была, есть и будет во всем мире, потому что все стремятся заработать больше. В Мюнхене номер в гостинице в обычное время стоит 300 евро, а в день финала Лиги чемпионов стоил три тысячи евро! Но никто же не идет к федеральному канцлеру и не говорит, что дорого! Думаю, мы сделали все, что могли, потому что вопрос был на контроле у президента и правительства.
- В свое время вы изучали подготовку к Евро-2004 в Португалии и к Евро-2008 в Австрии и Швейцарии. Удалось ли полноценно использовать их опыт? Ведь прошлые евротурниры проходили до кризиса...
- Если бы кризиса не было, сравнить подготовку все равно было бы сложно. Страны, проводившие предыдущие турниры - особенно Австрия и Швейцария, – это страны ЕС, давно имеющие хорошую инфраструктуру. Потому им только и оставалось все основное внимание уделить спортивным объектам. В Украине же самая большая проблема была как раз инфраструктурная, особенно транспортная составляющая. Кризис же лишь добавил проблем. Доступ к финансовым ресурсам оказался ограниченным, поэтому было тяжело. Но УЕФА доволен, а значит, Украина с этим заданием справилась.
- И все-таки, что сделали бы лучше, не будь кризиса?
- Дорог можно было бы сделать больше. А еще можно было бы все сделать лучше и дешевле, если бы предыдущая команда оставила проектную документацию. А когда вы проектируете и строите одновременно, это очень тяжело и очень дорого. Впрочем, это уже кризис "отечественного производства".
- В 2010-м, когда вы только стали вице-премьером, вы проводили почти все время в полетах между четырьмя городами. Сейчас, когда будет Евро-2012, снова поселитесь в самолете, или это уже не нужно?
- Это уже излишняя суета, которая только создаст нервозность и неуверенность в себе. Во всех городах есть профессиональные команды, которые готовы полностью. Они не нуждаются в таком контроле.
- Неужели вы всем довольны?
- Ну, самый огромный минус - очень слабая языковая подготовка. Это не касается Евро-2012, это в целом проблема Украины. Страна, которая говорит на своем языке, не адаптированном в мировое сообщество, и в то же время не знает английского, - в этой стране люди, особенно молодые, лишают себя перспективы карьерного, а значит, и финансового роста. Поэтому иностранным языкам нынешние школьники и студенты должны уделить максимум внимания - чем больше и лучше они будут их знать, тем больше будут зарабатывать.
- Европейцы часто воспринимают Украину не как Европу, а как некую экзотическую страну. Из вашего опыта общения с Платини и другими руководителями УЕФА какое мнение вынесли об их восприятии Украины?
- Платини всегда очень уважительно отзывался об Украине. И он в числе тех, кто двигает футбол на восток Европы - Евро-2012 у нас и в Польше, чемпионат мира в России... Но все-таки мы 74 года были изолированы от внешнего мира, поэтому восприятие еще не такое, как хотелось бы. Но еще несколько лет - и все изменится.
"КРИТИКА ПОМОГЛА ОТМЕНИТЬ НДС"
Колесникова очень расстраивала критика в отношении запуска "Хюндаев" - чувствовалось, что она задевает его больше, чем даже критика подготовки к Евро-2012.
Но сейчас, когда "Хюндаи" ходят уже неделю, стал относиться к такой реакции по-философски: мол, не критикуют только того, кто ничего не делает, а начинать переход на современные поезда все равно было необходимо, потому что старые уже разваливаются.
"В конце концов, критика помогла изменить мнение правительства на счет отмены НДС с билетов на скоростные поезда, чего я долго не мог добиться", - говорит он. Впрочем, уже сейчас, до удешевления билетов, ситуация вполне нормальная: как сообщили "Сегодня" в "Укрзализныце", на пятничные рейсы на Харьков во второй класс распродали все билеты, а первый класс - наполовину.