Рынок коксующегося угля в нынешнем году - это "рынок покупателя". В связи с внедрением технологии вдувания пылеугольного топлива (ПУТ), в металлургии требования к качеству угля повышаются. В последние три года стали возрастать объемы высококачественного импортного коксующегося угля, который завозится морским путем. Внедрение технологии вдувания ПУТ в перспективе потребует увеличения импорта углей соответствующих марок и качества. Об этом в ходе конференции "Уголь СНГ" рассказал директор по закупкам и логистике ООО "Метинвест Холдинг" Владимир Гусак.
Украина является достаточно крупным импортером коксующегося угля. Доля импортного угля в шихте для коксохимических предприятий Украины в последнее время постоянно увеличивается, и в 2011 году она достигла 40%. В 2011 году отмечалось увеличение объемов производства чугуна, стали и, соответственно, производства кокса. Рост потребления коксующихся углей происходил за счет увеличения их импорта. В минувшем году объем импорта коксующихся углей в целом по Украине составил 10 млн т.
Требования к качеству кокса повышаются в связи с вводом в эксплуатацию установок вдувания пылеугольного топлива на металлургических комбинатах Украины. В минувшем, году установки ПУТ были введены в эксплуатацию в ОАО "Запорожсталь" и ПАО "Алчевский металлургический комбинат".
В 2011 году потребление коксующихся углей в Украине составило 25,7 млн т, из них 12 млн т пришлось на предприятия "Метинвест Холдинга" - крупнейшего производителя кокса и потребителя коксующегося угля в нашей стране.
Доля импортных углей в структуре потребления компании в 2011 году составила 33%. В том числе 7% получено от собственного производителя коксующегося угля - компании United Coal Company (США), которую "Метинвест Холдинг" приобрел в 2009 году. "Такую же структуру потребления мы планируем сохранить и в 2012 году", - сообщил В. Гусак.
"Один из ключевых принципов "Метинвеста" в отношении закупок угля - прямые контракты с производителями или собственниками производителей угля, - отметил топ-менеджер. - Думаю, что никаких оснований отступать от этого принципа в ближайшее время не будет".
В течение последних трех лет, по его словам, стало возрастать количество коксующегося угля, импортируемого морским путем. Этот путь позволяет поставлять в Украину большие объемы высококачественного коксующегося угля. За последние три года перевалка импортного угля (в основном из США) в портах Украины возросла почти в 7 раз, и в 2011 году достигла 3,8 млн т.
До 2007 года поставки из США и Австралии были редкостью. "Каждый раз, когда приходил корабль в украинский порт, это было как стихийное бедствие - судно не могли разгрузить по две недели. Но за последние годы в портах провели "расшивку узких мест", чтобы обеспечить эффективную разгрузку судов. Это позволило сделать логистику импортных грузов, доставляемых морским путем, экономически эффективной", - сказал В.Гусак.
В Украине увеличилось и количество портов, занимающихся перевалкой угля, причем достаточно эффективно. Это означает, что они могут принимать суда типа Panamax дедвейтом 70-80 тыс т, которыми в основном поставляется уголь из США. Порты могут ставить суда Panamax к причальным стенкам без разгрузки на рейде и разгружать с достаточно высокой скоростью - 15-20 тыс т в сутки.
Также были решены проблемы вывоза угля из портов так называемого "Одесского узла" - "ТИС", МТП "Южный", Ильичевского МТП, где ранее отмечался дефицит вагонов. Особенно заметно увеличилась перевалка угля через порт "Южный" и Ильичевский МТП. Прогнозируется, что в 2012 году объем переваливаемой угольной продукции через эти порты еще возрастет.
Через порт "Южный" в 2011 году осуществлял перевалки в основном "Метинвест Холдинг". "Нам удалось найти очень эффективную и взаимовыгодную форму сотрудничества. Кроме того, с начала прошлого года "Метинвест" начал работать с Ильичевским портом", - отметил В. Гусак.
В перспективе строительство компанией ООО "Портинвест" нового терминала в МТП "Южный" позволит обеспечить портовыми мощностями весь потенциальный объем сыпучих грузов.
"Таким образом, Украина получила возможность диверсифицировать источники поставок высококачественного угля: и в дополнение к поставкам угля собственной добычи и из России, теперь есть возможность привозить уголь из Америки и из Австралии", - сказал В. Гусак.
В соответствии со стратегией технического развития, "Метинвест Холдинг" вкладывает большие средства в повышение эффективности производства стали, и, начиная с 2012 года, планирует внедрять технологию вдувания пылеугольного топлива на своих металлургических предприятиях.
По словам В. Гусака, во II половине 2012 года начнутся промышленные испытания ПУТ на ММК им. Ильича. После этого технология ПУТ будет внедряться на Енакиевском металлургическом заводе, затем - на металлургическом комбинате "Азовсталь". Внедрение технологии ПУТ потребует увеличения импорта углей соответствующих марок и качества в среднесрочной (2012-2014 гг.) и долгосрочной (с 2015 г.) перспективе.
Для технологии ПУТ могут использоваться угли марок СС, Е, А, Г, Д, ДГ в различных сочетаниях, которые должны иметь следующие основные качественные характеристики: содержание золы - до 10%, влаги - до 12%, серы - до 1%, летучих веществ - 10-30%, крупность - до 50 мм, индекс размолоспособности (Hardrove index) - более 45.
"В перспективе "Метинвест" может потреблять до 4-5 млн т угля в год по технологии ПУТ. С каждым годом этот рынок будет все больше увеличиваться", - резюмировал топ-менеджер.