Российский транспорт покидает один из самых известных бизнесменов. Сергей Генералов ведет с группой "Сумма" Зиявудина Магомедова переговоры о продаже FESCO, владеющей портом во Владивостоке, крупным морским флотом и несколькими железнодорожными компаниями. Сумма сделки может составить около $1 млрд. Это последний крупный актив Сергея Генералова, в результате у него останутся лишь небольшие компании по продаже авиатренажеров и авиатакси. Новых вложений от бизнесмена его коллеги ожидают уже в Европе, а не в России.

Группа "Сумма" ведет переговоры с Сергеем Генераловым о выкупе принадлежащих ему через компанию "Промышленные инвесторы" 56% акций транспортной группы FESCO (ОАО "Дальневосточное морское пароходство", ДВМП), рассказали два источника "Ъ" на рынке. На этой неделе "Сумма" подала соответствующее ходатайство в ФАС, завершение переговоров намечено на середину июня. До этого момента покупатель должен провести due diligence активов, после чего начнется обсуждение конечной цены сделки. В "Сумме" от комментариев отказались. Сергей Генералов через пресс-службу передал "Ъ", что "не комментирует незавершенные сделки". 

В периметр продажи могут попасть все активы FESCO (ее выручка в 2011 году составила $1 млрд, EBITDA - $225 млн). Это Владивостокский морской торговый порт (специализируется на перевалке контейнеров, металлов и автомобилей), морской торговый флот (49 судов, включая четыре ледокола), железнодорожная компания "Русская тройка" (50%, еще 50% у ОАО РЖД), крупнейший на Дальнем Востоке оператор рефрижераторных контейнеров "Дальрефтранс", около 20% акций "Трансконтейнера", логистические и экспедиторские компании. 

Более того, в сделку войдет железнодорожный оператор "Трансгарант", которого должен был купить "Нефтетранссервис (НТС)" братьев Аминовых (см. "Ъ" от 11 мая). В декабре 2011 года FESCO выставила "Трансгарант" на продажу. "ВТБ Капитал" несколько месяцев собирал заявки с претендентов, а 8 мая 2012 года НТС был объявлен победителем конкурса (предложил около $350 млн). Теоретически у FESCO есть право разорвать уже подписанный договор о продаже актива, говорит собеседник "Ъ",- в этом случае НТС получит около $25 млн компенсаций. В НТС комментировать ситуацию отказываются. 

Рыночная капитализация FESCO вчера оставляла $860 млн, хотя после допэмиссии 25% акций в июле 2008 года она превышала $3 млрд. Источники "Ъ", знакомые с ходом сделки, говорят, что сейчас за 56% акций FESCO "Сумма" может заплатить около $1 млрд. При этом группе, скорее всего, придется выставить обязательную оферту по выкупу бумаг у остальных акционеров (13% акций принадлежат самой FESCO). Крупнейшими миноритариями ДВМП являются фонд East Capital (7,1%) и ЕБРР (3,7%), еще 20% обращаются на рынке. Получается, что они могут получить за свои активы как минимум вдвое больше их текущей стоимости, но меньше того, что было потрачено. Например, ЕБРР, который в 2008 году купил пакет за $120 млн, в случае исполнения оферты получит всего около $43,4 млн. Финансировать сделку будет Сбербанк, говорит собеседник "Ъ".

Владельцы и менеджеры "Суммы" всегда говорили, что транспорт - приоритетное инвестиционное направление группы. Но сейчас совместно с "Транснефтью" ей принадлежит только контрольный пакет Новороссийского морского торгового порта (НМТП) и несколько небольших железнодорожных активов. "С покупкой FESCO у группы появится возможность сделать ленд-шипинговую компанию, а также выстроить сквозные цепочки по схеме порт-железная дорога-порт и предоставить новый для России транзитный сервис",- говорит источник "Ъ", знакомый с планами группы. При этом он подчеркивает, что никаких планов по объединению FESCO с НМТП у "Суммы" нет. 

FESCO - последний крупный актив Сергея Генералова. В начале-середине 2000-х он контролировал машиностроительные и угольные компании, сахарные заводы и холдинг "Русский алкоголь". Но все они давно проданы. Решение о выходе господина Генералова из транспортного бизнеса может быть связано с неудачной попыткой консолидации "Трансконтейнера", на базе которого предприниматель хотел создать глобального контейнерного оператора (по схеме судно-порт-железная дорога-автотранспорт). 
Именно Сергея Генералова называют одним из основных лоббистов IPO "Трансконтейнера" в 2010 году. Тогда бизнесмен купил 12,5% из около 35% размещенных акций. После этого господин Генералов докупал акции, зачастую дороже рынка. 

В итоге он довел свою долю до 20% и выставил на продажу универсального железнодорожного оператора "Трансгарант", чтобы получить деньги на покупку у ОАО РЖД еще минимум 25% акций "Трансконтейнера". Но принятие решения о дальнейшей продаже акций компании затянулось, и в ОАО РЖД уже говорят о том, что бумаги не следует продавать совсем. "Это разрушило планы Сергея Генералова по глобальному контейнерному оператору, и он решил выйти из FESCO",- говорит собеседник "Ъ". 

На рынке Сергея Генералова характеризуют как профессионального инвестора, который "умеет продавать свои активы дорого". "Обычно Сергей входит в активы на три-четыре года. Также изначально планировалось и с FESCO",- говорит знакомый предпринимателя. Три-четыре года было предельным сроком для большинства активов экс-министра энергетики и бывшего сотрудника ЮКОСа (подробнее см. справку). Однако в ДВМП Сергей Генералов задержался - он получил контроль над компанией в 2002 году. 
После продажи FESCO в группе "Промышленные инвесторы" Сергея Генералова останется всего три небольших проекта. Среди них - авиакомпания Dexter, позиционирующая себя как авиатакси, 80% в Морском банке, а также 25% в компании "Транзас", которая производит бортовое оборудование для морских и воздушных судов, навигационные комплексы и тренажеры для обучения пилотов. Доля в "Транзасе" была куплена в 2011 году. "Он увлечен бизнесом "Транзаса". Наверняка часть полученных от FESCO денег будет вложена в покупку конкурентов или логичных для расширения производства бизнесов",- говорит человек из окружения Сергея Генералова. 

Глава агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что "Транзас" может рассчитывать на увеличение продаж. "Реализация тренажеров для вертолетов растет вместе с производством этой техники. Кроме того, "Транзас" единственный в России освоил производство тренажера для иностранных самолетов (ATR). Это открывает перспективы как внутри России, так и за ее пределами - на мировом рынке наши тренажеры пока составляют менее 2% от общего количества",- поясняет эксперт. Но этот бизнес не требует столь масштабных инвестиций, как выручка от продажи FESCO. Знакомый Сергей Генералова говорит, что деньги могут пойти на покупку европейских активов в транспорте (судоходном бизнесе) или высокотехнологичного производства, которые могут быть выставлены на продажу из-за сложной экономической ситуации в Европ 

Сергей Генералов и его бизнес

Досье

Генералов Сергей Владимирович родился 7 сентября 1963 года в Симферополе (Украина). Окончил Московский энергетический институт (1986), аспирантуру (1991), Высшую школу управления при Государственной академии управления (1993). С 1992 года работал в банковской сфере. В 1993 году перешел на работу в нефтяную компанию ЮКОС, занимал должности исполнительного директора, вице-президента, старшего вице-президента, заместителя председателя правления банка МЕНАТЕП. В 1998-1999 годах был министром топлива и энергетики РФ. В декабре 1999 года избран депутатом Госдумы. Основным бизнес-активом Сергея Генералова является группа компаний "Промышленные инвесторы", созданная в 2000 году и официально возглавляемая им с 2003 года. 

В 2000 году группа занялась горнодобывающим бизнесом, приобретя 75,6% Красноярской угольной компании. В 2002 году куплены 40,85% акций АО "Гуковуголь". Оба пакета проданы группе МДМ. В 2005 году "Промышленные инвесторы" приватизировали 97,2% грузинской золотодобывающей компании "Маднеули", в 2007 году получили контроль над армянскими Агаракским медно-молибденовым комбинатом и Араратской золотоизвлекательной компанией. В декабре 2007 года группа продала все горно-металлургические активы главе совета директоров Симану Поваренкину. 

В апреле 2002 года "Промышленные инвесторы" купили 60% акций ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП), на основе которого была создана транспортная группа FESCO. В 2004 году ДВМП на паритетных началах с РЖД создало железнодорожного оператора "Русская тройка". В 2006-2010 годах группа FESCO приобрела 100% железнодорожного оператора "Трансгарант", 50% Владивостокского морского торгового порта, 50% Национальной контейнерной компании (НКК), 50% Владивостокского контейнерного терминала, 12,5% "Трансконтейнера". В 2010 году доля FESCO в НКК была продана группе First Quantum, в 2011 году на продажу была выставлена компания "Трансгарант", конкурс на ее приобретение выиграл "Нефтетранссервис" братьев Аминовых. 

Летом 2002 года группа купила контрольный пакет акций ЗАО "Ликероводочный завод "Топаз"". Для управления активами, связанными с производством алкоголя, была создана УК "Русский алкоголь". В июле 2008 года 90% компании продано пулу инвесторов, включающему британский инвестфонд Lion Capital LLP и польскую компанию CEDC. 

В феврале 2003 года "Промышленные инвесторы" приобрели у группы МДМ Волгоградский тракторный завод. В марте группа совместно с "Сибмашхолдингом", казахскими КБ "Каспийский" и "Достар-холдингом" образовала машиностроительный "Агромашхолдинг". К октябрю 2005 года группа довела свою долю в холдинге до 100%. В 2006 году контрольный пакет продан концерну "Тракторные заводы".

В активе "Промышленных инвесторов" есть созданная в декабре 2005 года совместно с группой "Каскол" Сергея Недорослева авиакомпания "Авиа Менеджмент Групп", которая в 2006 году запустила авиатакси Dexter. С июня 2011 года "Промышленные инвесторы" владеют 25% группы компаний "Транзас" - поставщика электронных систем для транспорта.