Сегодня в парламенте должен быть представлен доклад уполномоченного Верховной рады по правам человека Нины Карпачевой о защите прав моряков. По данным омбудсмена, их главными проблемами являются пиратские нападения и отсутствие социальной защиты, обеспечить которую предлагается путем ратификации международной конвенции о труде в морском судоходстве. Моряки считают главной причиной проблем отсутствие у нашей страны собственного торгового флота.
Доклад "О состоянии соблюдения и защиты прав моряков в Украине", подготовленный омбудсменом Ниной Карпачевой, оказался в распоряжении "Ъ". Предполагается, что сегодня документ будет представлен в Раде. В отчете объемом более 200 страниц анализируются проблемы украинских моряков и предлагаются пути их решения. Среди основных проблем, в частности, называются пиратские нападения у побережья Сомали. "Украина занимает пятое место по числу моряков, занятых на международном рынке труда. При этом наша страна - вторая после Филиппин по количеству жертв пиратских нападений. Каждый пятый член экипажей, захваченных морскими террористами, наш соотечественник",- утверждается в докладе.
В числе наиболее известных захватов сомалийскими пиратами судов с украинцами на борту в отчете упоминаются истории с сухогрузом Faina и балкером "Ариана". Напомним, в составе экипажа Faina было 17 украинцев. Он был захвачен в сентябре 2008 года и освобожден в феврале 2009 года за выкуп в размере $3,2 млн (см. "Ъ" от 6 февраля 2009 года). Балкер "Ариана" с 24 украинцами на борту был захвачен пиратами в мае 2009 и освобожден в декабре того же года за $2,5 млн (см. "Ъ" от 11 декабря 2009 года). На его борту находились 24 украинских моряка.
"Рассматриваются разные варианты защиты наших моряков от пиратов. Например, предоставить им разрешение на ношение оружия, но это вопрос пока очень спорный",- пояснила "Ъ" Нина Карпачева. По ее мнению, Украине следует активизировать международное сотрудничество по борьбе с пиратами.
С методами, предложенными омбудсменом, согласен первый командир спецподразделения СБУ "Альфа" генерал-лейтенант Василий Крутов: "Украине надо присоединяться к силам коалиции и выстраивать караваны кораблей с эскортом конвоя в местах, где есть опасность таких нападений. Морское пиратство - это глобальная проблема, и бороться с ним надо на суше: объединяя военные усилия, оказывая гуманитарную помощь Сомали. Оказывать военное сопровождение тысячам украинских экипажей, работающих под флагами других стран нереально". Следует отметить, что Украина является участником международной военной операции "Аталанта" по защите судов от пиратов в Аденском заливе в районе Сомали.
Еще одной серьезной проблемой называется вопрос трудоустройства и социальных гарантий моряков. Как отмечается в докладе, по состоянию на 2011 год в Украине было выдано 323 750 свидетельств моряка. Из них 112 691 моряков регулярно ходят на судах отечественных и иностранных собственников. "Не находя работы дома, моряки стремятся устроиться в иностранные компании, не интересуясь условиями найма и оплаты труда. Они довольствуются низкой оплатой труда и безотказно выполняют любую работу. Вот почему большинство людей оказываются на проблемных судах, сталкиваясь с задержками выплат заработных плат и отсутствием социальных гарантий",- говорится в отчете.
"Украина, крупная морская держава, за годы независимости умудрилась развалить национальный торговый флот. Степень изношенности подвижного состава морских и речных компаний сейчас составляет 70%. Это влечет за собой массу проблем",- пояснила "Ъ" госпожа Карпачева. Для их решения омбудсмен предлагает нашей стране ратифицировать конвенцию Международной организации труда (МОТ) о труде в морском судоходстве. "Конвенция МОТ предусматривает механизмы социальной защиты моряков и создание системы обязательного страхования. Она обязывает судовладельцев заключать контракт с моряком, легализовать его заработную плату, выплачивать компенсации семьям моряков. Действие конвенции уже защищает моряков из 25 стран",- подчеркнула Нина Карпачева.
Между тем рядовые моряки относятся к рекомендациям омбудсмена скептически. "Мы сталкиваемся с невыплатами зарплат, поборами на таможне, семьи моряков не пользуются льготами, у нас даже профсоюза единого нет. Мы вынуждены работать на иностранных судах, потому что в нашей стране нет торгового флота, и никакими конвенциями и докладами омбудсмена это не исправить",- заявил "Ъ" активист популярного среди моряков интернет-сайта "Одесский форум моряков", судовой механик Ренат Сираев.