На прошлой неделе Украина и Россия продемонстрировали решимость в реализации портовых проектов, способных уменьшить зависимость друг от друга. В Киеве состоялась официальная презентация проекта строительства LNG-терминала в Южном, а Минтранс РФ на выставке SITL-2012 в Париже презентовал проект строительства нового мегапорта на Таманском полуострове перспективной мощностью около 100 млн. т. Оба проекта намечено реализовать к 2016 году. Тем самым Украина будет покупать у "Газпрома" на 10 млрд. м3 газа меньше, а порт на Тамани может лишить наши порты около 70% транзитных грузов.

Чисто с финансовой точки зрения украинский LNG-терминал большую угрозу несет России, чем порт Тамань - Украине. Если цена на газ в 2016-м и последующие годы будет на нынешнем уровне, ежегодные потери "Газпрома" составят около $4 млрд. Однако, если говорить о значимости проектов для стран, то сокращение продаж для "Газпрома" в объеме 10 млрд. кубов газа не так критично, как возможные потери нашими портами 20-25 млн. т транзитных грузов. Но это произойдет только в случае реализации всего задуманного.

Кто больше блефует

Как уже сообщали "k:", LNG-терминал планируется возводить возле порта Южный, для чего предполагается намывать территорию в море и строить защитную дамбу. По данным источника "k:" в порту Южный, строительство LNG-терминала (со всеми дополнительными сооружениями) обойдется стране почти в $900 млн. Однако на презентации руководитель проекта Виталий Демьянюк назвал другую цифру: 969 млн. евро. Л в сообщении по этому поводу на официальном сайте Госнацинвестпроекта, со ссылкой на его главу Владислава Каськива, обнародован третий вариант стоимости проекта - 846 млн. евро. Кроме того, до сих пор так и не определены инвесторы этого проекта, а газ для терминала, если верить Владиславу Каськиву, Украина намерена закупать в Азербайджане. Видимо, в Госнацинвестпроекте надеются, что к 2016 году Киев нормализирует отношения с Баку, испорченные в прошлом году из-за поставок военной техники в Армению.

Проект "Создание сухогрузного района морского порта Тамань" 28 марта в Париже презентовал замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. "Тамань - это первый в современной России сухогрузный портовый проект, который реализуется комплексно и с нуля", - процитировало его агентство "ПортНьюс". Стоит отметить, что, как и в случае с нашим терминалом, россияне тоже путаются в цифрах. По словам Олерского, из федерального бюджета планируется выделить 1,25 млрд. евро. Примерно столько же должны вложить инвесторы в строительство самих терминалов. Плюс фигурирует сумма в $450 млн. на развитие железнодорожной инфраструктуры к портам Новороссийск, Туапсе, Тамань. Но ранее называлась другая цифра - до 100 млрд. руб. ($3,3 млрд.). Отличаются и потенциальные мощности порта: от 30 млн. т на первом этапе до 150 млн. т в перспективе.

Второй момент касается реализации проекта с нуля. К сведению Минтранса РФ, в этом районе уже реализуют свои проекты "Тольяттиазот", "Таманьнефтегаз" и "Пищевые ингредиенты" (масложировой комплекс). Порт был открыт для работы в 2009-м, и в прошлом году там было переработано 1,2 млн. т грузов. "Тольяттиазот" более десяти лет назад первым начал строить свой терминал в этом районе как альтернативу транзиту аммиака через Одесский припортовый завод. Правда, конфликт владельцев "Тольяттиазота" с окружением Владимира Путина в середине 2000-х привел к остановке реализации проекта, в который уже было вложено около $300 млн. Кстати, в отношении этого проекта портовики Черноморского региона рассказывают, что в свое время владельцы "Тольятти-азота" удачно договорились с военными. И под предлогом военно-инженерных учений к терминалу была проложена железнодорожная ветка длиной 36 км, которая после окончания учений осталась служить по прямому назначению.

Путин круче Каськива

Некоторые эксперты отрасли и вовсе уверяют, что порт Тамань - такой же блеф, как и другие глобальные транспортные проекты при Путине (как железная дорога Якутск - Магадан или тоннель под Беринговым проливом между Чукоткой и Аляской).

О желании построить терминалы в порту Тамань заявили девять российских инвесторов - ООО "УК "Металлоинвест", ГК "Базэл", Global Ports Investments PLC, ОАО "Еврохим", UCL Port B.V., ОАО "Объединенная зерновая компания", ОАО "СУЭК", НКК и "Газпром-экспорт". Но при детальном анализе проекта напрашивается вывод, что он может оказаться слишком дорогим не только при строительстве, но и при эксплуатации. Не зря здесь не строили подобных объектов ни во времена Российской империи, ни при СССР. Во-первых, состав грунтов (плывущие и набухающие слои) опасен для размещения объектов с большими нагрузками. Во-вторых, течения в этом районе приводят к интенсивной эрозии восточного берега Керченского пролива, а постоянные, часто меняющиеся направления ветра опасны для навигации. Напомним, что именно в этой части пролива произошли крушения судов в ноябре 2007 года. В-третьих, здесь осуществляется рейдовая перевалка и не стоит забывать об интенсивном трафике - за год Керченский пролив проходят около 60 тыс. судов. Кроме того, проект является трансграничным и в соответствии с международными нормами (конвенция Эспоо) Россия должна согласовывать строительство порта с Украиной. То есть при желании Киев может, используя процедуры конвенции Эспоо, затянуть реализацию проекта на много лет.

Самыми же сомнительными с точки зрения конкурентоспособности проекта будут затраты на поддержание навигационных глубин и содержание других гидротехнических объектов. Порт планируется разместить на трех площадках, в том числе и на основе построенной в 2003 году скандально известной "дамбы Тузла". К ним планируется построить четыре подходных канала общей протяженностью 25,4 км.

А общая площадь акватории и подходных каналов должна составить 454,2 гектара.

Поддерживать глубины в условиях этого района будет очень затратным мероприятием. А после вступления России в ВТО протекционизм для грузопотоков в свои порты уже будет невозможен.

Кстати, по данным "k:", вышеупомянутые инвесторы порта Тамань в последнее время активно изучают варианты строительства портов и терминалов в Украине. Или покупки существующих объектов в случае приватизации после вступления в силу закона "О морских портах".