Госмонополист сформировал цену и порядок расчетов за пользование государственными вагонами при транзитных перевозках

Утвержденные профильным ми­нистерством инициативы железно­дорожного монополиста определяют условия и порядок пользования собс­твенными вагонами для перевозок транзитных грузов.

В частности, после нескольких ме­сяцев экспериментов «Укрзалізниця» определилась с тем, как будет функци­онировать структура, которая предо­ставляет в пользование грузовые вагоны, пребывающие в госсобственности. Особых новшеств в схеме нет — на бу­маге лишь закреплены действующие в последнее время правила внутренних и экспортно-импортных перевозок.

Так, основным исполнителем ус­луги по предоставлению вагонов оп­ределен ГП «Украинский транспортно-логистический центр» (УТЛЦ). При этом основной исполнитель может делегировать свои функции третьим лицам. Вагонные операто­ры «Укрзалізниці» — ГП «Дарницкий вагоноремонтный завод» и ГП «Укрспецвагон» — будут выступать в статусе соисполнителей. К их функ­циям отнесено предоставление ваго­нов в технически исправном состоя­нии, а также выполнение полного комплекса ремонтных работ.

Получателем платы от заказчиков услуги определено ГП УТЛЦ; соиспол­нители получают плату от основного исполнителя. Цена услуг по предостав­лению полувагонов является договор­ной, утверждаемой протоколом согла­сования между клиентом и УТЛЦ.

Несмотря на то, что роли транспор­тных предприятий расписаны, яснос­ти в том, кто и как будет распоряжать­ся полученными от грузоотправителей деньгами, нет.

«В документах более четко опре­деляется плата исполнителю услуги — ГП УТЛЦ. Однако логистический центр волен привлекать посредников и делиться с ними денежными поступ­лениями. Для этого и были созданы шесть обществ с ограниченной ответс­твенностью — по одной для каждой железной дороги. После чего на внут­ренних перевозках плата посредникам выросла с 0,3% до 3%. По транзитным плата ГП УТЛЦ будет несколько мень­шей, так как тарифы выше»,— расска­зывает аналитик ИГ «Арт Капитал» Алексей Андрейченко.

Пакет новых документов также со­держит информацию о нормах расче­тов за услуги, связанные с грузовыми перевозками железной дорогой. Так, цена для крытого вагона является фиксированной, включающей плату за пользование вагоном ($24 в сутки, без НДС) и плату за услуги ГП УТЛЦ ($1 в сутки, без НДС). Примечательно, что в этой модели отсутствует привяз­ка тарифа к типу груза.

«Цены «Укрзалізниці» остаются самыми низкими на рынке железнодорожных перевозок, по некоторым видам грузов и вовсе демпинговыми. В связи с этим и предлагаются моде­ли тарифов без привязки к типу гру­за. Они будут зависеть только от типа вагона. Однако вряд ли новые нормы поспособствуют установлению бо­лее прозрачной ценовой политики. Ведь вводятся новые сборы, которых раньше не было,— например, суточ­ный сбор за использование вагона. При этом в тарифе уже есть вагон­ная составляющая, которая опреде­ляется в зависимости от типа вагона и расстояния»,— отмечает Алексей Андрейченко.

В целом эксперт полагает, что гру­зоотправителям следует готовиться к тому, что их затраты в очередной раз возрастут.