Группа "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) впервые после смены контролирующих акционеров раскрыла стратегию развития. До 2020 года порт должен оптимизировать структуру и реализовать инвестпрограмму объемом более $1 млрд. Деньги пойдут на строительство и расширение терминалов. Новых покупок группа не планирует, зато хочет сделать универсальным дочерний Приморский порт, специализирующийся на перевалке нефти. Реализация проекта напрямую зависит от появления в порту железной дороги, но ее строительство затягивается.

Топ-менеджмент Новороссийского морского торгового порта представил мастер-план развития предприятия до 2020 года. Рынок ждал документа гораздо раньше, но его подготовили только спустя год после того, как контролирующими акционерами порта стали "Транснефть" и группа "Сумма", выкупившие в 2011 году у Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга 50,1% акций. Сама презентация стала первым публичным мероприятием новой команды порта. Два источника "Ъ", близкие к НМТП, рассказывают, что подготовка плана стала возможна только после того, как "удалось навести порядок в деятельности порта". По их словам, новые владельцы столкнулись с многочисленными схемами по вымогательству и воровству, но "сейчас эти проблемы решены". Мастер-план описывает основные положения стратегии группы по развитию и управлению активами. 

НМТП является крупнейшим российским портовым оператором и третьим оператором в Европе по грузообороту (157 млн тонн в 2011 году). Консолидированная выручка за девять месяцев 2011 года по МСФО составила $782 млн, EBITDA - $403,8 млн. В группу входят несколько терминалов в Новороссийском порту, один из крупнейших в стране нефтяных портов в Приморске и контейнерная площадка в Калининграде. 

План не предусматривает расширения географии деятельности группы и концентрируется на существующих активах. В частности, планируется переориентация на высокодоходные грузы (сейчас до 60% площадей занято грузами, которые генерируют 20% EBITDA). Если раньше на одном терминале обрабатывались разные грузы, то теперь порт будет поделен на зоны, каждая из которых работает со своей номенклатурой. В частности, на базе ОАО "Новорослесэкспорт" группа собирается построить контейнерный терминал по перевалке до 500 тыс. TEU, после чего со 170 тыс. до 700 тыс. TEU будет расширена площадка в Западном районе порта. Таким образом, суммарно НМТП сможет обрабатывать до 1,2 млн TEU в год. Но группа решила отказаться от покупки единственного независимого контейнерного терминала в порту - ОАО НУТЭП, подконтрольного группе "Дело" Сергея Шишкарева,- из-за его дороговизны (более $1 млрд). 

Трубы, черные металлы, лесные, скоропортящиеся и негабаритные грузы будут переваливаться в Восточном районе порта и на Новороссийском судоремонтном заводе. Для железорудного сырья построят отдельный терминал мощностью до 12 млн тонн в год (с возможностью перевалки минеральных удобрений и угля). Также рассматривается расширение мощностей Новороссийского зернового терминала с 3-4 млн до 8 млн тонн. Суммарно на строительство и расширение терминалов в 2012-2018 годах может понадобиться $1,06-1,12 млрд, следует из документов группы. 

Группа НМТП также планирует перепрофилировать свой Приморский торговый порт из нефтяного в универсальный, то есть построить там терминалы для перевалки контейнеров, металлов, железорудного сырья, минудобрений и нефтепродуктов. В группе утверждают, что уже подписали с грузоотправителями соглашение о намерении переваливать в Приморске до 34 млн тонн грузов в год, но они должны прийти по железной дороге, которой в порту до сих пор нет. В группе рассчитывают, что в связи с выделением в 2012 году 7,5 млрд руб. госсубсидий ОАО РЖД на строительство ветки до порта она может появиться к 2014-2015 годам. 

Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" считает, что модернизация порта Приморска будет стоить более $1 млрд. Планы НМТП по расширению перевалочных емкостей в Новороссийске, полагает аналитик, соответствуют потенциальному грузообороту, который в пятилетней перспективе может пойти через порт. Но глава агентства Infranews Алексей Безбородов уверен, что авторы мастер-плана "слишком оптимистично смотрят на уровень контейнеризации страны", и считает, что достичь заявляемых объемов перевалки будет непросто.