Вчера (23 февраля) парламент поддержал во втором чтении законопроекты №9337 "Об особенностях создания акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования" и №9377 "О внесении изменений в закон о железнодорожном транспорте". Нормативные акты закрепляют механизм корпоратизации "Укрзализныци" и разделения хозяйственных и регуляторных функций на железнодорожном транспорте. Во время голосования не обошлось без депутатских баталий: оппозиционные фракции отказались поддержать законопроекты, но голосов фракций ПР, Народной партии и группы "Реформи заради майбутнього" хватило для принятия положительного решения.

Принятие данных законов - первый шаг в рамках комплексной железнодорожной реформы, концепция которой была разработана еще в 2004 г. Отсутствие политической воли, а также борьба многочисленных противоборствующих сил, заинтересованных в максимально длительном сохранении заниженных тарифов на грузоперевозки,- все это привело к тому, что долгие годы какие-либо практические шаги в направлении реформы не предпринимались. Однако с принятием законов будут созданы предпосылки для того, чтобы и железнодорожные перевозки могли стать полноценным бизнесом, приносящим прибыль собственнику.   

Первый этап реформы, в ходе которого будет осуществлена реструктуризация "Укрзализныци" по функциональному принципу, рассчитан на два года - 2012-2013. За этот период планируется создать публичное акционерное общество "Украинские железные дороги", 100% акций которого будут закреплены в госсобственности. По словам руководителей железной дороги, акционирование предприятия не равносильно его приватизации, как это трактуют представители отдельных политических сил."Понятия "акционерное общество", "дочернее предприятие", "инвестор" почему-то вызывают у наших людей аналогию с приватизацией. Это абсолютно ложное представление. Государство не допустит приватизации инфраструктуры",- заверил в одном из своих недавних интервью первый замгендиректора "Укрзализныци" Сергей Болоболин. В частности, согласно принятому законопроекту об акционировании, все ключевые объекты железнодорожной инфраструктуры, такие как колеи, контактная сеть, железнодорожные станции, системы управления движением, не будут принадлежать создаваемому ПАО, в уставный фонд которого вносится лишь право хозяйственного ведения перечисленными объектами.

Подготовку к реструктуризации системы железнодорожного транспорта по видам деятельности железная дорога начала в конце прошлого года, запустив процесс передачи вагонов государственным предприятиям - дочерним структурам "Укрзализныци". Это мероприятие вызвало много нареканий со стороны пользователей вагонами. В свою очередь госадми-нистрация аргументировала свои действия необходимостью повышать эффективность управления парком вагонов.

Впрочем, несмотря на критику, многочисленные отраслевые эксперты и участники рынка перевозок оценили начало реформ позитивно. По словам зампроректора Государственного экономико-технологического университета транспорта Ивана Родионова, в разное время рассматривались альтернативные варианты реформы - например, преобразование "Укрзализныци" в госпредприятие, концерн.

"Но АО - лучшая из возможных форм. Ее плюсы состоят в том, что акционерное общество может выводить свое имущество в дочерние структуры, создавая новые бизнесы. При этом стоимость этого бизнеса не соответствует стоимости переданного имущества, а создает эффект мультипликации, иногда многократно возрастая",- отмечает эксперт.Несмотря на то что начало преобразований оказалось достаточно болезненным для бизнеса, тем не менее, ряд объединений грузоотправителей уже признали, что на действующей модели далеко не уехать - ни в прямом, ни в переносном смысле. В поддержку реформы высказались "Федерация металлургов" и "Украинская зерновая ассоциация", которая подписала с железной дорогой соответствующий меморандум."Главное, чтобы был диалог и его удалось достичь. Все остальные проблемы решаемы",- прокомментировал этот шаг глава зернотрейдерской компании "Нибулон" Алексей Вадатурский. Основные ожидания участников рынка связаны с преодолением проблемы дефицита грузовых вагонов.

Начало реформы должно стать сигналом для зарубежных банков, которые обещают возобновить кредитование отрасли под обновление основных фондов. Уже вчера ЕБРР заявил о размораживании программы займов для "Укрзализныци" и готовности выделить ей новый кредитный транш на закупку вагонов в размере $62,5 млн.