"Главред" продолжает серию публикаций о том, как Украина готовится к Евро-2012, сколько на него потрачено, и в какую сумму чемпионат обойдется болельщикам. После рассказов о том, сколько фаны заплатят за гостиницы, и о том, насколько к чемпионату готовы аэропорты, мы узнали о ситуации с коммунальным транспортом в городах-хозяевах Евро.
Из всех четырех городов ни один не может похвастаться серьезной подготовкой коммунального транспорта к Евро-2012. Во всех городах, принимающих чемпионат, обновление подвижного состава идет с большими перекосами и отставанием от графика. Так, два года назад КП "Киевский метрополитен" приобрел новые вагоны у отечественного Крюковского вагоностроительного завод и российского ОАО "Метровагонмаш" (бывший Мытищинский завод). А вот харьковчане пополнить парк вагонов метро не сумели, да и за последние четыре года они открыли лишь одну новую станцию "подземки" (ст. метро Алексеевская). В отличие от Киева, в котором за последние несколько лет было сдано четыре станции: Демеевская, Голосеевская, Васильковская и Выставочный центр.
С пополнением парка автобусов, троллейбусов и трамваев дела обстоят куда хуже. В частности, лишь в Харькове и Донецке городские власти покупают новый состав, а в Киеве и Львове Программа обновления городского транспорта к Евро-2012 практически провалилась. "Мы удовлетворены тем, как эта программа реализуется в Харькове и Донецке. Эти города ответственно отнеслись к решению данного вопроса. Здесь речь идет об обеспечении транспортом людей как во время турнира, так и после его завершения. Во Львове и в Киеве она потерпела, по сути, фиаско. Причины этого - вопрос не в моей компетенции", - говорит Маркиян Лубкивский, директор турнира УЕФА Евро-2012 в Украине.
По предварительным подсчетам, во Львове дефицит подвижного состава, который будет обеспечивать перевозку гостей Евро-2012 из аэропорта к объектам городской инфраструктуры, составляет 40 машин. Киев в лучшем положении, чем Львов, ведь в столице есть метрополитен, линии которого ведут к стадиону, где будут проводиться матчи Евро-2012. Для столицы сегодня ключевым вопросом является организация передвижений людей от аэропорта "Борисполь" до первой станции метро. Также столице в прошлом году за счет кредита ЕБРР удалось приобрести несколько десятков автобусов и троллейбусов.
Отметим, согласно программе обновления общественного транспорта в принимающих городах Евро-2012, планировалось закупить более 2 тысяч единиц троллейбусов и автобусов для Киева, Львова, Донецка и Харькова у Львовского автобусного завода (ЛАЗ). Еще в позапрошлом году городам пообещали по 150-300 автобусов и троллейбусов. На деле же пока закупки исчисляются единицами, то есть эта программа реализуется медленными темпами, которые не соответствуют срокам подготовки к проведению чемпионата.
Чтобы зарубежные гости не оказались заложниками нерасторопности властей, в Украине на момент прохождения Чемпионата по футболу разрешат иностранным транспортным компаниям осуществлять нерегулярные перевозки по территории страны. "В ближайшее время правительство или Министерство инфраструктуры по просьбе УЕФА намерены предоставить разрешение на осуществление иностранными перевозчиками перевозок на территорию Украины", - сообщил Маркиян Лубкивский во время коллегии, посвященной подготовке к Евро-2012 в Государственной пограничной службе. Иными словами, развозить из украинских аэропортов фанов и футбольные команды будут иностранные компании. Например, сборную Голландии будет возить в Украине голландская транспортная компания.
Повезет - не повезет?
В свете скандалов, сопровождающих Программу обновления общественного транспорта, такое решение УЕФА вполне резонно. Гарантии, что закупленная техника не даст сбоя в пиковые часы, дать никто не может. Так, Львовский городской совет долгое время не желал рассчитываться с ЛАЗом за переданные городу в 2010 году автобусы в рамках подготовки к Евро-2012. В мэрии уверяли, что всему виной – претензии к качеству поставленной техники. А в Киеве из десяти поставленных автобусов три сразу же оказались непригодными к эксплуатации из-за всевозможных конструкционных недостатков, оставшиеся семь имеют целый список претензий. Достаточно привести такой факт: львовские умельцы таким образом смонтировали двигатель на автобусе, что при замене масла его надо демонтировать. Сотрудникам КП "Киевпастранс" пришлось поломать голову над тем, как решить эту проблему.
Еще интереснее решали проблему нехватки транспорта харьковские власти. Так в конце прошлого года мэрия закупила 20 чешских бэушных трамваев – ранее они ездили по улицам Праги, но их сняли с маршрутов в связи с массовым обновлением трамвайного парка по нормам Евросоюза. Презентуя чешскую технику харьковчанам, власти уверяли: трамваи прошли предпродажную подготовку, машины почти как новые. И достались городу они дешево: по словам Сергея Дульфана, начальника Департамента транспорта и связи Харьковского горсовета, по 150-160 тыс грн за единицу, в то время как новый трамвай чешского производства стоит около 2,5 млн грн, нового украинского – 2,2 млн грн, капитальный же ремонт старого трамвая, который эксплуатировался в Харькове, обойдется в 620 тыс. грн. Так, во всяком случае, утверждали городские власти. Правда, они забыли уточнить, что пражскую технику придется адаптировать под украинские трамвайные колеи, ведь в Европе расстояние между рельсами меньше — 1435 мм против 1520 мм. А это дополнительные затраты.
Есть и еще несколько моментов. Эти трамваи 70-х годов (то есть их использовали почти сорок лет) не могут быть "как новые", даже после капитального ремонта. "В каком бы хорошем состоянии ни были эти чешские трамваи, всё равно имеет место так называемый усталостный износ техники. В таких старых трамваях особенно подвержена аварийности ходовая часть, которая отвечает за безопасность пассажиров", - уверяет Артем Сосипатров, старший преподаватель кафедры электротранспорта Харьковской академии городского хозяйства. Иными словами, городские власти отдали чехам почти 3 млн грн за груду металлолома. А может, не чехам и не три миллиона? По информации "Главреда", эти трамваи были проданы всего за 28 тыс евро ("Главред" располагает копией официального документа, в котором прописана стоимость этой техники). Иными словами, цена одного вагона равняется 30 тысяч грн., а не 150-160, как уверяли чиновники. Правда, есть нюанс: харьковская мэрия не закупала эти машины у Праги напрямую. А действовала через некую частную фирму-посредника. Так что формально обвинить власти в десятикратном завышении цены нельзя, во всем виноват алчный посредник, накрутивший на каждом трамвае сразу по несколько десятков тысяч гривень.
Поэтому стоит ли удивляться, что, глядя на то, какую технику собираются украинские чиновники предложить гостям Евро-2012, в УЕФА решили на всякий случай прислать сюда свои автобусы?