Визиты украинского президента и премьера в Москву 20 декабря не прояснили вопрос о будущем украино-российского газового сотрудничества и присоединения к нему ЕС. Эксперты опасаются, что Украина в любом случае проиграет.
Вопреки ожиданиям провластных политиков и опасениям оппозиции, первым лицам украинского истеблишмента не удалось завершить переговоры о газовом сотрудничестве с Москвой. Оппозиционные депутаты гадают, какой из двух вариантов, обсуждаемых властями двух стран, более выгоден для Киева. Независимые эксперты опасаются исключения из дискуссии о будущем газотранспортной системы (ГТС) Украины европейской стороны.
Официальный туман
Результатом интригующей отмены встречи президента России Медведева с его украинским коллегой Януковичем 20 декабря, а затем проведения этой встречи в тот же день поздно вечером стали слова Януковича о важности "углубления сотрудничества двух стран в газовой сфере" и необходимости "как можно скорее завершить украинско-российские переговоры по газовым вопросам". После еще более поздней встречи украинского премьера с Владимиром Путиным Николай Азаров смог лишь выразить надежды на то, что этот "разговор даст импульс в поиске окончательного решения вопросов в энергетической сфере".
Открывая утром 21 декабря заседание правительства, Азаров признал, что в Москве ему не удалось достичь "окончательного компромисса по газовому вопросу". Украинский премьер сообщил, что украинская делегация продолжит переговоры в России, и предложил провести специальное заседание правительства, "когда договоренности будут окончательно достигнуты". Он дал понять, что главной проблемой на сегодня стал вопрос о судьбе украинской газотранспортной системы.
Украина против монополии Москвы
Тем временем провластные и оппозиционные политики в своих выступлениях по телевидению не устают приводить аргументы "за" и "против" двух существующих вариантов раздела ГТС. Депутат Верховной рады от фракции Партии регионов Владимир Вечерко считает недопустимым предложение Москвы создать консорциум по управлению украинской ГТС по схеме "50 на 50", поскольку, по его мнению, это грозит Украине повторением "белорусского сценария". "Допустим, они договорятся о цене в 260 долларов за тысячу кубометров. А потом, когда "Газпром" будет стопроцентным хозяином, цена может быть и 600 долларов - он же будет полностью владеть газотранспортной системой!" - не исключил Вечерко.
Депутат от оппозиционной фракции "БЮТ-Батькивщина" Юрий Одарченко считает наиболее вероятным принуждение Москвой украинской стороны к образованию российско-украинского СП для управления газотранспортной системой, "в которой менеджмент будет российский". "Учитывая, что Путин вступил в фазу предвыборной гонки, он не пойдет ни на какие уступки для Украины, если у него не будет веских аргументов, зачем он это сделал, чтобы пояснить россиянам", - сказал депутат.
Призрачное европейское участие
Более предпочтительным политики называют вариант создания трехстороннего консорциума при участии не только России и Украины, но и европейской стороны, в котором всем трем участникам будут предоставлены равные права и равные пакеты акций. Однако глава правления альянса "Новая энергия Украины" Валерий Боровик в интервью Deutsche Welle назвал эти разговоры "баснями" для доверчивых избирателей.
"И президент, и премьер заверяют нас в том, что днем и ночью идут переговоры между уполномоченными лицами Украины и России, но там нет представителей ни Еврокомиссии, ни европейских энергокомпаний", - напомнил эксперт.
Ранее в Еврокомиссии утверждали, что пока не получали официального приглашения создать трехсторонний газовый консорциум с Россией и Украиной. Об этом ничего не сказал и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в ходе 15-го саммита Украина-ЕС в понедельник в Киеве. Он лишь выразил готовность "помочь Украине в модернизации ГТС" и высказал надежду, что "правила, по которым работает Украина, соответствуют правилам энергетического сообщества". В украинской прессе энергоэксперты не исключают, что, в случае реализации сценария трехстороннего консорциума, треть акций украинской ГТС получат аффилированные с "Газпромом" европейские компании, что приведет к монополизации Москвой украинской трубы.