Крупнейшая в мире сталелитейная компания ArcelorMittal решила обзавестись собственными портовыми мощностями в Украине. В пятницу Антимонопольный комитет позволил ей приобрести стивидорную компанию "Никмет-Терминал", которая работает в Николаевском морском торговом порту. По мнению экспертов, данная покупка позволит ArcelorMittal не только выстроить единую логистическую цепочку и снизить затраты, но и принять участие в предстоящем разгосударствлении украинских портов.
Крупнейшая в мире сталелитейная компания ArcelorMittal решила обзавестись собственными портовыми мощностями в Украине. В пятницу Антимонопольный комитет позволил ей приобрести стивидорную компанию "Никмет-Терминал", которая работает в Николаевском морском торговом порту. По мнению экспертов, данная покупка позволит ArcelorMittal не только выстроить единую логистическую цепочку и снизить затраты, но и принять участие в предстоящем разгосударствлении украинских портов.
ArcelorMittal Netherlands B. V. - дочерняя структура крупнейшей в мире сталелитейной компании ArcelorMittal - получила разрешение Антимонопольного комитета Украины на покупку свыше 50% ООО "Стивидорная компания "Никмет-Терминал", сообщили в пятницу в комитете. Компания "Никмет-Терминал" создана в 2008 году с уставным капиталом 52,5 тыс. грн. Ее учредителями выступили транспортно-экспедиторская компания "Вара" и "Актив-инвест". "Никмет-Терминал" работает в ГП "Николаевский морской торговый порт" (МТП) на принципах государственно-частного партнерства, используя четыре причала. В 2010 году грузооборот компании составил 1,55 млн т, свыше 90% которых пришлось на продукцию меткомбината "АрселорМиттал Кривой Рог". Выручка "Никмет-Терминал" - 161,58 млн грн, чистая прибыль - 12,75 млн грн.
В Украине ArcelorMittal уже владеет крупнейшим горно-металлургическим комбинатом страны - "АрселорМиттал Кривой Рог" и заводом по добыче известняка "АрселорМиттал Берислав". В представительстве ArcelorMittal в Украине вчера подтвердили "Ъ" намерение обзавестись собственными мощностями по перевалке металлопродукции в Николаевском МТП, но от более подробных комментариев отказались. В Николаевском порту "Ъ" сообщили, что "АрселорМиттал Кривой Рог" начал переваливать у них грузы после того, как в 2008 году региональное отделение Фонда госимущества (ФГИ) передало 2,6 га территории порта в аренду компании "Никмет-Терминал". В сентябре текущего года отделение ФГИ в Николаевской области передало в аренду "Никмет-Терминал" еще 8,2 га открытых складских площадей Николаевского МТП. В результате на сегодняшний день "Никмет-Терминал" занимает 11% площадей Николаевского МТП.
Источник "Ъ", знакомый с работой ArcelorMittal в Николаевском МТП, рассказал, что компания "Никмет-Терминал" с самого начала создавалась под "АрселорМиттал Кривой Рог". "ArcelorMittal с первого дня контролировал компанию "Никмет-Терминал". Но у них были партнеры, - рассказал собеседник "Ъ". - Компания "Никмет-Терминал" была создана под патронатом ArcelorMittal". В ArcelorMittal это опровергают. По оценкам участников рынка, исходя из объема грузооборота, а также основных фондов "Никмет-Терминал", сумма сделки могла составить от $20 млн до $75 млн за 100% компании.
Ежемесячно через "Никмет-Терминал" переваливается около 100 тыс. т металлопроката "АрселорМиттал Кривой Рог", что составляет порядка 25-30% продукции, производимой на меткомбинате. "Сначала в планы ArcelorMittal входило увеличение мощности "Никмет-Терминал" в два раза, до 2,5 млн т", - говорит источник "Ъ", знакомый с работой ArcelorMittal в Николаевском МТП. По его словам, это позволит ArcelorMittal снизить зависимость от Одесского МТП и порта "Октябрьск", через которые сегодня поставляется свыше 60% перевалки продукции "АрселорМиттал Кривой Рог". Расстояние от комбината до Николаевского МТП составляет около 100 км, в то время как до Одесского порта - свыше 300 км.
ArcelorMittal - далеко не первая горно-металлургическая компания Украины, которая располагает собственными мощностями по перевалке грузов в украинских портах. "Метинвест", "Индустриальный союз Донбасса", Донецкий электрометаллургический завод и Ferrexpo переваливают грузы через собственные либо аффилированные с их основными владельцами портовые мощности. "Наличие собственных портовых мощностей позволяет, например, обслуживаться грузовладельцу вне очереди, а значит, избежать дополнительных затрат", - говорит аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров. По словам учредителя информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константина Ильницкого, согласно аккордным ставкам платы за погрузочно-разгрузочные работы с внешнеторговыми грузами в портах Украины перевалка 1 т металлопродукции обходится грузовладельцу в $5,1-10,5. При этом, по оценкам участников рынка, каждая переваленная тонна грузов может приносить $1,5-2 чистой прибыли.
По мнению заместителя коммерческого директора "Укртрансконтейнера" Максима Верещака, покупка "Никмет-Терминал" не только позволит ArcelorMittal выстроить единую логистическую цепочку и снизить затраты, но и даст возможность принять участие в приватизации украинских портов. "Учитывая принятие закона "О портах", компании, которые будут вести в них хозяйственную деятельность, получат "право первой ночи" на участие в приватизации, концессии и аренде имущества портов", - отмечает заместитель коммерческого директора "Укртрансконтейнера" Максим Верещак. Напомним, недавно структуры Group DF Дмитрия Фирташа приобрели крупный портовый терминал "Ника-тера" в Николаевской области.