Сейчас отрасль пребывает в жалком состоянии, следует из госпрограммы "Развитие транспортной системы до 2019 г.", опубликованной на сайте Минтранса. На транспортные издержки приходится 15-20% стоимости российской продукции против 7-8% в развитых странах, подвижность населения втрое ниже, чем в развитых странах. Лишь 8% автомобильных дорог - многополосные, почти треть федеральных трасс работает в режиме перегрузки.
Чтобы решить эти проблемы, нужно каждый год вкладывать в транспортную систему 4-4,5% ВВП вместо нынешних 2-2,2%. Но источники финансирования ограничены, отмечает Минтранс, поэтому нужно сосредоточиться на "недопущении деградации транспортной инфраструктуры и развитии сегментов транспортной системы, обеспеченных платежеспособным спросом".
За восемь лет федеральный бюджет согласно программе потратит на транспорт 7,1 трлн руб., еще 4,8 трлн министерство рассчитывает привлечь из внебюджетных источников.
Почти четверть бюджетных средств - 1,7 трлн из 7,1 трлн руб. - пойдет на ремонт и содержание федеральных трасс. Это основная статья расходов воссозданных дорожных фондов, следует из программы. Объем федерального дорожного фонда на 2012 г. - 385 млрд руб., еще около 400 млрд будет в региональных фондах. Дорожные фонды можно тратить и на строительство новых дорог, объясняет сотрудник Росавтодора, но их объем рассчитывается исходя из нормативных затрат на ремонт и содержание.
В последние годы обеспечивалось 35-42% от предусмотренного нормативами объема расходов, продолжает он, переход на полное нормативное финансирование запланирован на 2014 г., это означает, что в полном объеме будут выполняться лишь ремонтные работы.
Согласно ФЦП Росавтодор построит 979 км федеральных дорог, примерно 8000 км будет отремонтировано.
Зато более 1900 км дорог построит госкомпания "Автодор", 932 км будут платными, следует из долгосрочной программы госкомпании. Благодаря строительству и ремонту федеральных трасс с твердым покрытием станет лишь на 3200 км больше.
Это мизерные объемы строительства, Китай каждый год строит свыше 5000 км широкополосных шоссе, восклицает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
А наша инфраструктура будет развиваться за счет сельских дорог. О масштабной программе строительства сельских дорог премьер-министр Владимир Путин рассказал на прошлой неделе: 46 000 населенных пунктов не имеет круглогодичного доступа к дорогам, чтобы добраться до сельчан, государство потратит 130 млрд руб.
Давно пора признать, что у государства не хватает средств на строительство дорог, говорит Блинкин, так что вывод в программе правильный. Сейчас важно избавиться от другого мифа, продолжает он: строительство дорог за счет частных инвестиций. До сих пор они туда толком и не поступили, замечает Блинкин: трудно назвать деньгами частных инвесторов кредиты госбанков. Например, строительство первого участка будущей платной магистрали Москва - Санкт-Петербург должно обойтись примерно в 60 млрд руб., 23 млрд из них - средства инвестфонда, еще 29,2 млрд дадут Сбербанк и ВЭБ, а акционеры концессионера СЗКК вложат лишь около 8 млрд собственных средств. Говорить о концессиях хорошо только перед выборами, сетует Блинкин.