На сегодняшний день две из упомянутых стран – участницы клуба G-7, общепризнанные глобальный и европейский лидеры. В то же время Китай – одна из наиболее динамично развивающихся стран. Более того, по прогнозам, в скором времени именно он станет транснациональным гегемоном. Может быть, Украине тоже стоит использовать зарубежный опыт, выбрав развитие дорожной отрасли экономическим приоритетом развития? Давайте это выясним.

Существует два основных подхода к определению роли дорог для экономик отдельно взятых регионов и государств. Согласно первому, развитие дорожной отрасли является лишь следствием бурного экономического роста. Таким образом, новые дороги – это ответ на существующий спрос. Несомненно, они здорово помогают бизнесу нарастить обороты, НО только тому, который относительно успешно существовал и без автомагистралей. В пример ставят большинство стран "старой" Европы – Италию, Испанию, Францию, а также почти всех азиатских тигров. Относительно последних – там процессы часто совпадали по времени. Так что из-за высоких темпов развития экономики и строительства инфраструктуры достаточно сложно отделить зависимые и определяющие факторы.

Сторонники другого подхода говорят, что именно развитие транспортной отрасли делает экономическую и хозяйственную связь между регионами страны более крепкой. Такие сферы, как туризм, производство и торговля получают возможность привлечения широкого круга клиентов. Затем наблюдается рост отраслей, напрямую не связанных с дорогами. В кейнсианстве это называется мультипликатором.

Так, например, президент США Дуайт Эйзенхауэр определил задачу строительства скоростных автомобильных дорог приоритетом государственной политики. И он не прогадал. Сегодня с этим направлением политики Эйзенхауэра связывают рост производительности труда в США на 25%. Согласно исследованиям, на каждый доллар, вложенный в дороги, американская экономика получила от 16 до 19 долларов роста ВВП. Несложно посчитать, что общие экономические выгоды составили порядка 2,5 триллионов при вложениях, едва ли превышающих 120 миллиардов долларов.  Также экономисты назвали дорожное строительство фактором, который наиболее сильно повлиял на образ жизни американцев и экономику США за последние 100 лет.

Согласно исследованиям, на каждый доллар, вложенный в дороги, американская экономика получила от 16 до 19 долларов роста ВВП. 

Еще один довод – сегодня среди приоритетов ЕС весомое место занимает  формирование трансъевропейской транспортной инфраструктуры. Не зря включение в общую транспортную сеть Европейского союза – одна их первоочередных задач для всех новичков организации.

Интересен для Украины кейс Китая. Дело в том, что азиатская модель предполагает строительство не только скоростных автомагистралей, но и примыкающих к ним местных автодорог. Таким образом, достигается высокая нагрузка транспортной сети и ее повышенная окупаемость. Как следствие – дорожные проекты становятся привлекательными с точки зрения инвесторов. 

Еще один кейс продемонстрировала Япония. В этой стране процесс развития транспортной инфраструктуры сопровождался активизацией роли государства в международной торговле. Именно благодаря покрытию территории страны сеткой из автомобильных и железнодорожных путей, Япония сумела в короткие сроки максимально эффективно реализовать промышленный, научный и человеческий потенциал, сократив до минимума негативное влияние фактора расстояния на хозяйственную деятельность. Далее Япония переключила внимание на контейнерные перевозки, став одним из региональных и мировых лидеров по данному направлению.  

За счет чего дорожные проекты способствуют росту экономики

Во-первых,  развитие дорожной инфраструктуры приводит к снижению доли транспортной составляющей в конечной цене товара. Конечно, речь идет не о сокращении рабочих мест, а о более эффективном использовании имеющихся ресурсов. В свою очередь, транспортная отрасль помогает снизить или вовсе ликвидировать экономические диспропорции в масштабах страны. Как результат – национальные производители получают целый ряд конкурентных преимуществ не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Когда государство вкладывает деньги в транспорт, тем самым оно улучшает транспортную доступность для большинства граждан. Отсюда происходит интенсификация бизнес-контактов, культурных и личных отношения между жителями отдаленных регионов страны. Все потому что люди получают возможность лично посещать разные регионы страны (за минимальные деньги), избавляться от предвзятости и предрассудков. Если говорить об Украине, то именно развитие транспортной инфраструктуры способно во многом нивелировать искусственно  созданное противопоставление "Запад-Восток" и "Север-Юг".

Время доставки груза по хорошей и плохой дороге может отличаться  в разы. Как следствие, возрастает расход топлива, а также выбросы углекислого газа и продуктов горения в атмосферу. 

Другая причина вкладывать деньги в строительство дорог – снижение энергоемкости экономики и улучшение экологической ситуации.    Дело в том, что время доставки груза по хорошей и плохой дороге может отличаться  в разы. Как следствие, возрастает расход топлива, а также выбросы углекислого газа и продуктов горения в атмосферу. Строя качественные дороги, мы снижаем зависимость украинской экономики от иностранной нефти и нефтепродуктов. Опять же, данный эффект не провяляется за одну секунду. Но при модернизации существенной доли дорожного полотна, его роль может серьезно повлиять не только на отдельные сферы экономики, но и на платежный баланс всего государства.

Создание карты приоритетности украинских дорог является первоочередной задачей среди планов реформирования отечественной дорожной отрасли на 2017 год.

При этом, конечно, нельзя строить дороги "наугад". Стоит отметить, что именно создание карты приоритетности украинских дорог является первоочередной задачей среди планов реформирования отечественной дорожной отрасли на 2017 год. Ее роль – нахождение "узких горлышек", которые  тормозят трафик, препятствуют экономическому развитию и интенсификации хозяйственной деятельности. Смело можно говорить, что от успеха реализации данного проекта зависит тот путь, по которому украинская дорожная отрасль будет идти следующие несколько десятилетий.

* * * * *

Капиталовложения в дорожную отрасль – это проверенный мировым опытом драйвер экономического развития регионов и государств.   И дело не только в увеличении уровня комфорта людей, что, несомненно, очень важно. Речь идет о куда более глобальных трендах, ведь  повышение качества автодорог способствует появлению новых маршрутов, оптимальному размещению производственных мощностей, эффективному использованию природных и географических ресурсов страны.

Читайте также Калькулятор вместо политики: есть ли будущее у проекта концессии трассы Одесса-Рени