История Центрального автовокзала Киева начинается в далеком 1957 году, когда архитектор Авраам Милецкий (благодаря ему на свет появился парк Вечной Славы, гостиница "Салют" и даже Пейзажная аллея) в соавторстве с Николаем Мельником и Эдуардом Бильским начали проектировать здание автовокзала.

Обычно даты мало о чем говорят, потому для сравнения приведу пример: когда автовокзал проектировали, в столице началась застройка жилмассива "Отрадный", а ракета "Луна 1" стала первым космическим аппаратом в мире, достигшим спутника Земли.

261881731_568128094283763_2897059548706355052_n

Киевский автовокзал проектировали и строили 4 года, и в итоге в 1961 году в стлице открыли одно из первых зданий модернизма в истории Украины. В то время это было что-то невероятное, потому как впервые в здании было использовано много стекла, пространство сделали открытым и светлым, с огромными окнами. Большие окна - специальная задумка архитектора, чтобы из самого здания был виден город, дороги, транспорт.

5 декабря Центральному атвовокзалу Киева исполняется 60 лет, мы пообщались с сотрудниками, которые видели все изменения на автовокзале и поделились своими историями с нами.

За все время существования автовокзал модернизировали несколько раз. Последний - в 2020 году, но тогда произошло еще одно изменение, которое полностью перевернуло понимание автобусных перевозок. Впервые в Украине именно государственные здания автовокзала, в том числе и Центрального, отдали в частные руки. В том же году началась масштабная модернизация. Но реконструировали не только здание и территорию вокруг: Центральный автовокзал получил новую концепцию - "аэропрт для автобусов", с другим уровнем сервиса, логистики и исключительно официальными перевозчиками.

Год ремонтно-строительных работы, инвестиции в размере более 120 млн грн, диджитализация и детальная проработка здания дали свои результаты. Пассажиры получили абсолютно другой автовокзал, с фудкором, светлыми и просторными залами ожидания, инфраструктурой для маломобильных групп населения, комнатой по уходу за ребенком, отелем и хостелом на 34 номера и возможность приобрести билет не только в кассе, но и онлайн.

5 декабря Центральному атвовокзалу Киева исполняется 60 лет, мы пообщались с сотрудниками, которые видели все изменения на автовокзале и поделились своими историями с нами.

Ирина Грес, кассир Центрального автовокзала Киева

Фото, Ирина Грес

Центральный автовокзал - это моя жизнь, ведь это уже 40 лет как место моей работы. Работала диспетчером, но потом временно ушла работать кассиром. И "временно" затянулось на 20 лет - очень нравится работать с людьми.

Почему выбрала для работы автовокзал? Все просто: я рядом живу. Хотела поступать в Киевский национальный лингвистический университет, но обстоятельства сложились так, что год нужно было подождать. Ну не буду же я без работы сидеть - пошла работать на автовокзал.

Очень люблю свою работу. В ней самое важное - найти к пассажирам подход. Ведь как бывает: человек только заходит в зал, а ты уже знаешь, с каким настроением он подойдет. И самое главное - это понять человека, ведь в его жизни, что угодно может твориться. Случается, что приходят с плохим настроением, но это люди, эмоции, характер. Я же не знаю, что у него в жизни произошло, а ситуации разные бывают, понимаете.

Когда была диспетчером, то один пассажир даже на радио приглашал работать. Но тогда отказалась и ни о чем не жалею. А на свидание столько раз приглашали! Не счесть.

Сейчас вокзал выглядит просто великолепно. Знаете, это как дома порядок навести, ремонт сделать капитальный, тогда даже дышать легче. Вот это и я чувствую.

Любовь Чухлиб, диспетчер 

Фото, Чухлиб

Работаю на автовокзале с 1982 года, в следующем году будет 40 лет. Во время работы заканчивала Киевский транспортно-экономический колледж (автодорожный техникум).

Начинала работать таксировщиком: тогда не было компьютеров, и в мои обязанности входило считать ведомости, которые выдавались водителю. В этой ведомости были все данные про рейс: количество пассажиров, сумму проданных билетов. Это мы еще на счетах считали.

Когда-то кассы были на первом этаже, а мы, таксировщики, работали на втором. Всего тогда было 3 направления: Черниговское, Житомирское и Одесское. Нас тогда работало три человека, и мы были связаны с кассой. Вот пассажир подходит на кассу, заказывает билет, потом кассир с нами связывалась, и мы вносили информацию в документы. Так руками и считали, сколько мест осталось на рейс в направлении. Документооборот того времени.

Потом работала кассиром, это когда уже появились компьютеры.

Еще работала начальником смены, это как заместитель начальника сейчас. И затем перевели на диспетчера, где я работаю уже больше 20 лет. Фактически, диспетчер контролирует весь процесс работы: просматривает за день, неделю, месяц отчеты, сколько пассажиров отправилось и прибыло, контролирует своевременность подачи автобуса и время отправления.

Очень нравится работать с людьми, помогать им. Человек идет в диспетчерскую, и я уже знаю, что он хочет спросить. Вот ручку несет - это значит идет жалобу писать.

Сейчас очень красивый вокзал, как будто от души и для людей. Особенно приятно, когда люди из-за границы приезжают, которые дома не были много лет, и не узнают автовокзал.

Наталия Валиуллина, диспетчер

Фото, Валиуллина

Работаю диспетчером с 2005 года, до этого смогла поработать и оператором, и старшим кассиром и даже заместителем начальника вокзала. Вообще трудовую деятельность начала с 1994 года: это те еще времена, где на счетах считали количество проданных билетов. Сейчас кажется невероятным, а тогда это была наша работа.

Тогда еще существовали ведомости: грубо говоря, лист бумаги, где записывались номер билета, направление и стоимость. Операторы потом считали суммарно всю информацию и появлялась ведомость. Делали два экземпляра: один себе, другой - водителю.

Дальше - окончание Автотранспортного техникума, декрет и после декрета пришла работать замначальника вокзала. Поработала недолго - и на диспетчера. Почему? Молодая была, и хоть все ко мне хорошо относились, думала, что я не на своем месте и таких молодых замначальников не бывает. Ну и ответственность огромная.

Работаю диспетчером с 2005 года. Из интересного - как переносили работу в электронные носители, часто такие курьезы были. Особенно если кто-то не туда отправляет документ и из-за неопытности думает: "Все, это конец, все пропало". Но справились и с этим, и очень даже успешно.

Диспетчеры находятся на платформе автовокзала, у нас есть программа со всеми рейсами. Мы закрываем ведомости (да, только в электронном виде) и передаем их водителю, объявляем посадку/высадку на рейс, отвечаем на вопросы пассажиров, регулируем маршруты и прибытие/отправление и т.д.

Откуда такой звонкий голос? Не знаю, наверное, из-за того, что закончила музыкальную школы и в хоре пела еще в детстве. Но первый раз, когда взяла микрофон в руки, мне было очень стыдно: казалось, что вот сейчас начну говорить и все ко мне обернутся.

Александра и Максим, владельцы кофейни

Central coffee

Кофейню на вокзале мы открыли в 2018 году. В том году мы приехали в Киев из Днепра.

Вообще открыли кофейню именно здесь случайно. Просто хотели свое уютное заведение, долго выбирали и, будучи на автовокзале, подумали: нужно начинать с кофейни, и места лучшего не придумаешь. Потом поговорили с руководителем автовокзала, разработали проект, выбрали расположение и начали работать. Это была наша "проба пера" в 5 квадратных метров. Теперь с одного вздоха могу понять сорт кофе, а муж лучше быстрее любого мастера починит любую кофе-машину.

После реконструкции автовокзала кофейня поменяла место расположения, название и саму концепцию. Плюс мы еще увеличились до 15 кв. метров. У нас все сделано своими руками, то есть с любовью, и мы хотели, чтоб наши посетители это чувствовали. А название "Central Coffee" получилось из нескольких идей: мы ярые фанаты сериала "Друзья" и в нейминге связали и любовь к "Друзьям", и Центральный автовокзал.

Ксения Кравцова, Глава правления Фонда сохранения культурного наследия Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко

Фото, Мельниченко и волонтеры

Очень важно, что во время модернизации сохранился стиль здания, остались признаки модернизма того времени - больше пространства, огромные окна. Напомню, что украинские художники-монументалисты Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко создавали мозаики на автовокзале еще в далеком 1961 году. Концепция была продиктована желанием объединить стилистику оформления интерьеров с уникальным зданием автовокзала и архитектурным образом центра города. Основная концепция была в том, чтобы подарить пассажиру лучшие впечатления еще до поездки, чтобы даже начало путешествия было завораживающим. И мозаики призваны готовить людей к прекрасным и динамичным путешествиям.

фото, фреска

Во время модернизации здания Фонд начал переговоры с компанией "Киевпассервис" для сохранения мозаик на автовокзале, и частные инвесторы пошли навстречу. Реставрацией занимались как профессиональные реставраторы, так и около 200 волонтеров разных возрастов и профессий.

Максим Скляренко, директор компании "Укрпас"

Максим Скляренко  

Обновленный Центральный автовокзал Киева перешел в сферу управления компании "Укрпас" в 2021 году. И мы решили полностью изменить модель работы, которая была раньше и тем самым, сделать автовокзал местом, откуда хочется начинать свое путешествие. Во-первых, политика нашей компании такая, что мы работаем только с официальными перевозчиками, у которых есть все разрешительные документы и с которыми не страшно отправлять пассажиров. Если, человек едет откуда-то из-под моста ему никто не гарантирует безопасность. У нас в стоимость билета обязательно включена страховка. Во-вторых, мы создали официальный сайт Центрального автовокзала по продаже билетов на автобус в любом направлении. Также мы закрыли платформы: выход на перрон только по билетам, тем самым сделали пребывание на платформах безопасным для пассажиров без случайных людей. И развиваемся дальше с новыми подходами и инструментами.