Резкие изменения в подходах к управлению государственным сектором привели к чрезвычайно важным событиям. В одно мгновение мы стали свидетелями отмены обоих перечней объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации. В частности, ранее неприкасаемые закрома родины опустели на целых 13 морских портов, а сказать точнее - на 13 государственных стивидорных компаний. Планы правительства и Министерства инфраструктуры предусматривают передачу всех государственных стивидоров в частные руки. Для этого планируется использовать два инструмента - концессию и приватизацию. Остановимся на последнем.

Для старта формальных приватизационных процедур Фонд государственного имущества Украины должен принять соответствующие предприятия под свое управление. Именно этим сейчас занимаются Фонд и Министерство инфраструктуры. Как известно, уже в этом году планируется приватизировать государственные предприятия "Усть-Дунайский морской торговый порт", "Скадовский морской торговый порт" и "Белгород-Днестровский морской торговый порт". Первый уже находится в управлении Фонда, два других - в процессе передачи. Поскольку, с технологической и регуляторной точки зрения, объекты нашего внимания являются особыми предприятиями, ниже предлагается краткий обзор специфики их приватизации.

Объекты малой или большой приватизации?

Изучение существующей классификации объектов приватизации не займёт много времени. Всё имущество, подлежащее продаже, делится на объекты малой и большой приватизации. Если стоимость активов, согласно данным финансовой отчетности, за последний отчетный период превышает 250 млн грн, значит это объект большой приватизации. Если использовать последние доступные данные (по состоянию на 2018 год), то все три предприятия попадают в малую приватизацию. Белгород-Днестровскому порту не хватает каких-то 50-60 млн грн для преодоления порога, но вряд ли что-либо изменилось за прошедшее время. В чем же разница приватизации объектов малой и большой приватизации?

Подготовка к продаже

Факт - Закон о приватизации не предусматривает подготовительных мероприятий по повышению привлекательности объектов малой приватизации. Предполагается, что отсутствие таких процедур связано с политикой быстрой продажи за любую предложенную рынком цену. Улучшить состояние предприятия до продажи не получится, поскольку, в отличие от подготовки объектов большой приватизации, для этого нет ресурсов. Также не следует рассчитывать на акционирование стивидорных компаний. Это длительный и нецелесообразный в данном случае процесс.

В отличие от малой, объекты большой приватизации продаются с привлечением советников, в обязанности которых, помимо всего прочего, входит подготовка финансовой реструктуризации, маркетинговой политики и прочие мероприятия, направленные на повышение привлекательности объекта. Таким образом, продажа стивидорных компаний будет проводиться без привлечения советников, что, безусловно, будет являться большим минусом с учетом значимости таких объектов для регионального развития.

Оценка стартовой стоимости

Объекты малой приватизации выставляются на продажу по стартовой цене, которая определяется на уровне балансовой стоимости. В случае отсутствия балансовой стоимости, стоимость объекта малой приватизации определяется на основании Методики оценки самим органом приватизации или с привлечением субъекта оценочной деятельности. В свою очередь, оценку объекта большой приватизации обеспечивает советник. В случае продажи стивидорных компаний оценка, скорее всего, будет проводиться с использованием существующей финансовой отчетности. Поэтому прикинуть ориентировочную стартовую цену можно уже сейчас.

Способы продажи

Объекты малой приватизации продаются исключительно на электронных аукционах. Закон предусматривает возможность продажи таких объектов на аукционах с условиями, и без условий. В последнем случае единственным критерием определения победителя является цена, в то время как аукцион с условиями предполагает также обязательства покупателя по выполнению фиксированных условий продажи. К ним могут относиться сохранение профиля деятельности, внесение инвестиций, погашение долгов, обеспечение социальных гарантий, погашение затрат государства, связанных с аудитом, оценкой, а также другие условия, предусмотренные законодательством.

В нашем случае имеют место особые условия продажи, предусмотренные Законом Украины "О морских портах Украины". В частности, условия продажи стивидорных компаний могут предусматривать аренду на срок до 49 лет причалов, которые технологически обеспечивают завершенный цикл предоставления услуг перевалки. Применение этого условия будет являться гарантией для нового собственника в части эксклюзивного использования причала. Безусловно, такой подход повлияет на привлекательность объекта и, соответственно, на цену продажи. В качестве альтернативы может оставаться платная услуга Администрации морских портов Украины по доступу к причалам, но в таком случае исчезает преимущество, которое дает аренда - эксклюзивность пользования.

Следует обратить внимание на полную свободу Фонда в принятии решений по таким важным вопросам как формирование фиксированных условий продажи. При этом формально потенциальные покупатели лишены возможности предоставлять свои предложения по развитию стивидорных компаний. Также важно помнить, что никаких переговоров по договору купли-продажи не будет.

Информационное обеспечение

Информационное обеспечение продажи объектов малой приватизации является ахиллесовой пятой. Если в большой приватизации этот вопрос полностью закрывается процедурами и советником, то при продаже объектов малой приватизации, к нашему большому сожалению, Фонд лишен каких-либо ресурсов для процесса сбора, анализа и обеспечения покупателей необходимой информацией об объекте продажи. Однако покупателей стивидорных компаний ожидает более серьезная проблема - процедуры по продаже объектов малой приватизации не предусматривают возможности посещения объекта продажи, проведения интервью, а также доступа к документам предприятия. При таких условиях преимущество получают те, у кого будет доступ к инсайдерской информации.

***

Как видим, вопросов по приватизации государственных стивидорных компаний остается предостаточно. Какие возможные условия по приватизации стивидорных компаний определит ФГИ, предугадать невозможно. Именно поэтому заинтересованные в приватизации инвесторы уже сейчас должны держать руку на пульсе, заранее сформировать и донести государству собственное видение дальнейшего развития предприятий.