Этот документ крайне важен для речников. Они до сих пор работают по устаревшему законодательству, которое принималось 10-15 лет назад и уже не соответствует сегодняшним реалиям.
Новый законопроект "О внутреннем водном транспорте" украинский парламент принял к рассмотрению еще в декабре минувшего года. Документ подготовила группа народных депутатов совместно с Министерством инфраструктуры. К работе над ним подключились и отраслевики. Они обладают обширными знаниями и практическим опытом ведения бизнеса на реке, владеют ситуацией, которая реально сложилась на водном транспорте. И потому могут посодействовать решению тех вопросов, с которыми он сталкивается.
Тем не менее, народные депутаты постоянно затягивали рассмотрение законопроекта. Они переносили его из месяца в месяц, пока не ушли на летние каникулы. Такая неторопливость была не совсем понятной для речников, и порождала различные домыслы и предположения. В частности, высказывалось мнение, что некоторые отраслевые компании и предприятия выступают против нового закона. Они считали, что с его принятием государство может усилить контроль над бизнесом, который работает в речной отрасли.
Речная инфраструктура остро нуждается в модернизации. И государство не всегда может гарантировать необходимые инвестиции.
К примеру, немало споров возникало вокруг инициативы авторов законопроекта ввести речной сбор. Некоторые компании считали это очередным налогом, который лишь обременит ведение бизнеса на реке. Поэтому не поддерживали его введение. В их числе оказалась одна из крупнейших украинских аграрных компаний "Нибулон". Свою позицию она объясняла тем, что его введение может снизить конкурентоспособность украинского речного транспорта.
Однако очевидная выгода от речного сбора все-таки есть. Сегодня речная инфраструктура Украины остро нуждается в модернизации. И государство не всегда может гарантировать необходимые и своевременные инвестиции на эти цели. Поэтому деньги, полученные от речного сбора, можно направить на обеспечение безопасного и эффективного использования внутренних водных путей Украины, а также крупных инфраструктурных объектов. Соответствующее предложение поддержала Ассоциация "Реки Украины". При этом она обратила внимание на необходимость конкретизировать целевое использование средств и ввести контроль за тратами. Инициативу ввести речной сбор поддержала и судоходная компания "Укрречфлот", считая ее необходимой для развития отрасли.
Деньги от речного сбора можно направить на обеспечение эффективного использования внутренних водных путей, а также крупных инфраструктурных объектов.
Окончательно вопрос с "проблемным" сбором решился во время недавнего заседания Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта. Его участники пришли к общему мнению, что текущую редакцию проекта закона надо принимать в первом чтении. А нюансы, которые касаются речного сбора, будут отдельно обсуждаться перед принятием документа в целом. В финальной версии закона будут прописаны положения об ограничении размера сбора и переходном периоде на его введение. Кроме этого, перед внедрением речного сбора Мининфраструктуры также разработает методику его расчета.
Подвижки с рассмотрением законопроекта − положительный сигнал для речной отрасли. Его принятие поспособствует росту грузоперевозок, формированию конкурентной среды на рынке и улучшению бизнес-климата для его участников. Одновременно это даст возможность привлечь на украинские реки иностранные компании и инвесторов, которые прежде не могли к нам зайти. И самое главное − это серьезный шаг к возрождению водных путей нашей страны.