В конце июля Всемирный банк опубликовал свой Индекс логистической эффективности (LPI), который по сути является рейтингом привлекательности логистической системы страны и показывает, в частности, выберут ли грузоотправители и транспортные операторы страну при планировании логистических маршрутов.

Украина с момента публикации предыдущего индекса (2 года назад) поднялась на 14 позиций и занимает 66 место из 160 стран. Это однозначно позитивные новости для нас как минимум по двум аспектам: чем выше рейтинг, тем проще привлечь транзит и тем дешевле стоимость логистических услуг - в странах с "непривлекательной логистикой" существует плата за риск, которая тем выше, чем ниже рейтинг.

Для Украины эти показатели выглядят так, LPI - 2,83 (рядом - лидер, Германия, LPI - 4,2):

0

Естественно, Украине и дальше необходимо прилагать усилия для повышения эффективности своей логистической системы. Однако, далеко не все предпринимаемые меры будут эффективны с точки зрения улучшения LPI. Это происходит из-за специфики расчета индекса.

Страна получает оценку экспертов-логистов от 1 до 5 (5 - самый высокий) по следующим параметрам:

1. таможенные пошлины
2. инфраструктура
3. международные поставки
4. логистическая компетентность
5. трекинг товаров
6. своевременность доставки.

Причем опрашиваются логисты из других стран, имеющие опыт работы в стране, для которой рассчитывается индекс. И вот тут есть нюансы. Любая оценка является субъективной и ставится экспертом исходя из его компетенции и достаточности информации по вопросу. Естественно, логист, работающий, например, в Польше или Румынии и оценивающий логистику Украины, может располагать только фрагментарными знаниями - он может неплохо знать проблемы на украинской таможне, состояние основных дорог, по которым проходят его логистические маршруты, но быть абсолютно не в курсе того, что в поездах УЗ начали предлагать горячее питание. Более того, для "базы" сравнения, по которой выставляется бал, этот логист будет выбирать то, что ему лучше всего знакомо - собственный рынок (это может быть страна, или регион, или отрасль). Поэтому для повышения привлекательности логистической системы Украины необходимо улучшать именно те аспекты, которые хорошо знакомы международным экспертам.

В частности, развитость мультимодальных перевозок - один из таких аспектов, а река для логистов из многих стран является одной из важнейших модальностей наряду с другими видами транспорта. Тут у Украины есть еще огромный потенциал с точки зрения роста LPI. Развитие внутреннего водного транспорта (ВВТ) помимо разгрузки наземной инфраструктуры, сбалансированного развития логистической системы Украины, поможет повысить транспортный рейтинг страны и привлечь дополнительные грузопотоки. А Верховная Рада более трех лет не может принять Закон о ВВТ, который так необходим отрасли. В настоящий момент у Украины третий рейтинг среди стран постсоветского пространства и от политической воли зависит, скатимся ли мы на уровень разрываемого войной Афганистана или поднимемся к лидерам.