Вчера вице-министр транспорта и коммуникаций Литвы Арияндас Шлюпас, мягко говоря, удивил. И было чем. На встрече с литовскими бизнесменами чиновник заявил о возможной ликвидации аэропорта в Вильнюсе. "В будущем Вильнюсский аэропорт может превратиться в жилую зону", – заявил Шлюпас.
Если перспектива, озвученная Шлюпасом, будет воплощена в реальность, то Литва рискует стать первой страной, которая целенаправленно избавилась от столичного аэропорта. Если вспомнить о недавнем банкротстве литовской авиакомпании Air Lituanica, то становится немного печально. Это при том, что национальный авиаперевозчик Литвы flyLAL-Lithuanian Airlines прекратил полеты еще в январе 2009 года.
Чем же не угодил Вильнюсский аэропорт вице-министру? По его словам, "аэропорт не сможет удовлетворять потребности страны", поскольку ВПП расположена довольно близко к центру города и возможностей для ее расширения попросту нет.
Стоит отметить, что в прошлом году пассажиропоток аэропорта Вильнюс достиг рекордного показателя – 2,9 млн человек. Но если взглянуть на динамику, то в прошлом году, она была не такой высокой, как в предыдущие. В 2014 году рост составил 10,55%, тогда как в 2013 году – 20,55%, в 2012 году – 28,94% и в 2011 году – 24,65%.
В указанные годы высокий рост привел только к возврату к докризисным показателям 2008 года, когда пассажиропоток составил 2,05 млн человек. (В 2009 году после банкротства flyLAL-Lithuanian Airlines провал достиг 36,1%). То есть рост пассажиропотока замедляется. А если учесть конкуренцию со стороны хабового аэропорта в Риге, вряд ли Вильнюс сможет кардинально увеличить свои показатели, не имея базовой авиакомпании.
Какой же вариант решения предлагает Арияндас Шлюпас? По его словам, главный аэропорт должен находиться в Каунасе, который будет соединен со столицей скоростной железной дорогой. Рациональное зерно в предложении, конечно, есть. Каунас находится ближе к географическому центру страны. К тому же, строящаяся железная дорога Rail Baltica с европейской колеей пройдет именно через этот город, а судьба ответвления на Вильнюс пока не совсем ясна. Справедливости ради отметим, что этот факт послужил одной из причин медлительности и скептической позиции Литвы в реализации проекта.
Однако превращение Каунаса в воздушные ворота Литвы имеет и несколько недостатков. Сейчас местный аэропорт работает на пределе. Его пропускная способность еще меньше Вильнюсского – порядка 800 тыс. человек. Пиковая загрузка наблюдалась в 2011 году, когда пассажиропоток достиг показателя в почти 873 тыс. человек. В прошлом году услугами аэропорта воспользовались около 700 тыс. пассажиров.
Иными словами, для превращения Каунаса в хабовый аэропорт нужно расширять его ВПП и увеличивать количество терминалов. Это потребует немало денег. Да и строительство скоростной железной дороги влетит Литве не в одно евро. Без организации быстрого и надежного сообщения Каунаса и Вильнюса проект обречен на провал. И бизнесмены, перед которым выступал Арияндас Шлюпас, вряд ли этому обрадуются. Ведь в небольшой Литвы вся деловая жизнь сосредоточена в столице. А кто захочет делать бизнес в городе, где нет аэропорта?