Поездка в поезде "Интерсити+" из Киева в Днепр на минувших выходных и бесконечные попытки в ходе нее подключиться к Wi-Fi, который формально есть, но, фактически, почти отсутствует, навеяла воспоминания о недавнем опыте пользования услугами Португальских железных дорог, в скоростных поездах которых интернет все же есть всегда… но не во всех)

diagrama-servicos Схема направлений пассажирских ж/д перевозок в Португалии

Пассажирские перевозки в Португалии выполняет государственная компания Comboios de Portugal. По итогам 2018 года она перевезла 126 млн пассажиров (для сравнения, "Укрзализныця" перевезла в прошлом году 55,9 млн пассажиров в дальнем сообщении и 105,6 млн - в пригородном). Структурно компания разделена на три подразделения: 1) пригородные поезда в Лиссабоне, Порту и Коимбре; 2) региональные и межрегиональные поезда; 3) скоростные и международные поезда.

В международном сообщении курсируют ночные поезда, ехать в которых можно как на сидячих местах, так и в купе, имеющих от 1-2 до 4 мест, в зависимости от класса. Такие поезда ходят между Лиссабоном и Мадридом (поезд "Лузитания"); Лиссабоном и французским Андайем, соединяя португальскую ж/д с французской скоростной сетью TGV ("Южный экспресс"). Еще один поезд ("Сельта") соединяет Порту с испанским Виго.

Что касается, собственно, скоростных поездов, то их два вида - топовый Alfa Pendular и Intercidades чуть попроще.

photo_2019-08-05_16-10-42Поезд Alfa Pendular 

Приобрести билеты на оба, как и на другие виды поездов, можно на сайте Comboios de Portugal.

Из интересных особенностей, которые не плохо бы взять на вооружение нашей "Укрзализныце" - покупая билет, пассажир может видеть, в какую сторону (по ходу поезда или нет) повернуто, выбираемое им место.

1234

Еще одна приятная полезность - при покупке билетов заранее на отдельные рейсы, в зависимости от дня недели и времени отправления поезда, может предоставляться скидка в размере до 60%. Таким образом можно существенно сэкономить и при этом очень комфортно проехаться. Я, к примеру, купил билет на Alfa Pendular Лиссабон-Порту за 10 дней на ранний утренний рейс (07:00) за 25 евро в первом классе. При том, что стандартная цена в первом классе составляет 43,6 евро, а во втором - 31,2 евро (для сравнения, билет в первый класс украинского "Интерсити+" на сопоставимое расстояние обойдется в 910 грн или 31 евро по сегодняшнему курсу).

photo_2019-08-05_16-10-41 (2)В салоне вагона первого класса поезда Alfa Pendular 

На обратный рейс из Порту билеты были куплены также в первый класс и со скидкой, но уже на поезд Intercidades. Билет в вагоне первого класса обошелся в 22,5 евро при стандартной цене 37 евро в первом классе и 25 - во втором. То есть можно не только сэкономить, но и получить билет в первом классе поезда более высокой категории по цене второго класса в поезде уровнем попроще.

Что же пассажир получает за эти деньги?

Поезд Alfa Pendular преодолевает расстояние примерно в 300 км между Лиссабоном и Порту за 2 часа 50 минут, делая по пути следования 3 коротких минутных остановки.

photo_2019-08-05_16-10-39

Производитель подвижного состава - Alstom, "унаследовавшая" выпуск скоростных поездов для португальской железной дороги от FIAT Ferroviaria, которую купила в 2000 году. От итальянского прародителя поезду досталась технология активного наклона вагонов, благодаря которой вагоны могут наклоняться на поворотах под углом до 8 градусов. Максимальная эксплуатационная скорость поездов 220 км/ч. Наш поезд разгонялся до 216 км/ч.

Кресла в салоне вагона 1-го класса удобные и просторные. Пассажирские места оборудованы розетками и небольшими коробками для мусора, шторки на окнах опускаются/поднимаются автоматически, нажатием на соответствующие кнопки.

photo_2019-08-05_16-10-42 (2)

И, собственно, то, что подтолкнуло к написанию заметки - наличие Wi-Fi не только декларируется, но он реально работает! Стабильная и качественная интернет-связь - в течение всего пути следования. Что-что, а этот лайфхак УЗШК пора бы перенять у португальских коллег...

На некоторых рейсах есть опция предзаказа завтрака, обеда или ужина (при покупке через интернет или в кассе действует 15% скидка), либо же их можно приобрести уже в самом поезде. То есть речь о том, что пассажиру предоставляют готовый набор блюд и напитков, как на рейсах небюджетных авиакомпаний. Кстати, тележка с едой точно такая же, как используют в самолетах. Заказанную еду пассажирам первого класса работница кейтеринговой службы выносит каждому отдельно (пассажиры второго класса могут забрать свои обеды сами в баре).

photo_2019-08-05_16-10-43Сендвич с сыром и эспрессо обойдутся в 4 евро

После этого по салону уже везут, собственно, упомянутую тележку, и можно купить чай, кофе, сендвичи, снеки, как в наших "Интерсити+". Разумеется, есть в поезде и вагон-ресторан, вернее, бар, где также можно подкрепиться.

photo_2019-08-05_16-10-44

Интересно также отметить, что при покупке билета онлайн гражданам Украины придется указать номер загранпаспорта. Так вот паспорт лучше взять с собой, т. как проводник поезда может попросить его предъявить (у нас попросили).

На пути из Порту в Лиссабон удалось протестировать поезд Intercidades. Разница с флагманским поездом чувствуется сразу. Для начала поезд опоздал минут на 30. Второе отличие - представляет он из себя состав на локомотивной тяге.

photo_2019-08-05_16-10-44 (3)

Внутри классические шторки (но не настолько классические, конечно, как в ночных поездах УЗ)) и, вообще, по всему видно, что вагоны уже "подуставшие". Здесь нет Wi-Fi, не вакуумные и не самые чистые туалеты, названия станций объявляют через хрипящий иногда динамик (никаких электронных табло), есть ли вагон-ресторан - не проверял.

photo_2019-08-05_16-10-45

Поезд останавливается в два раза чаще, чем его более скоростной "собрат". При этом, время стоянок на станции дольше. Но в итоге весь путь он проделывает за 3,5 часа, то есть разница по времени не столь и существенна.

Резюмируя, можно сказать, что в португальских скоростных поездах вы не встретите каких-то космических технологий, с которыми не знаком украинский пассажир. Наши Hyundai и "Тарпаны" однозначно выигрывают перед их Intercidades, но (по моему субъективному впечатлению) уже немного отстают от Alfa Pendular. Главное же отличие - это скорость. Но здесь вопрос уже не к УЗШК, а к "Укрзализныце" в целом, поскольку скорость зависит от качества инфраструктуры, которую, как известно, нужно модернизировать.

Читайте также Какие поезда ездят в Италии