Весной ЦТС уже рассказывал о "Красных стрелах" - сверхскоростных поездах, которые перевозят пассажиров в Италии на скорости 300 км/ч. Но такие поезда составляют лишь небольшую часть пассажирского подвижного состава в стране - помимо них есть поезда Интерсити, региональные, ночные. Этим летом автору удалось проехаться на некоторых из них. При подготовке к поездке в Италию и планировании маршрута, когда система бронирования билетов выдавала варианты не с "флагманскими" Frecciarossa ("Красная стрела"), Frecciargento ("Серебряная стрела") или Frecciabianca ("Белая стрела"), а с региональными поездами, возникали сомнения - а не "убитый" ли это поезд, удобно ли в нем несколько часов ехать с ребенком? Забегая вперед, скажу, что опасения не оправдались. Возможно, на других направлениях в стране дела с подвижным составом обстоят хуже (не был - не знаю), но в Ломбардии, Лигурии и Тоскане поезда не разочаровали. В этой колонке хочу отметить основные моменты, на которые обратил внимание во время поездок.

Screenshot - 08_08_2018 , 13_45_26

Скоростные поезда компании Trenitalia

Но вернусь к Frecciarossa, о которых мы уже писали. На таком поезде изначально ехать не планировал - билет был на Frecciargento, но к платформе подали именно "Красную стрелу". Работник станции пояснил, что "серебрянная" (Frecciargento) сломалась, и ж/д компания заменила ее в данном рейсе на поезд классом выше. Мы, как и другие пассажиры, ничего против такого неожиданного бонуса не имели :)

К тому, что было сказано о Frecciarossa ранее, добавлю, что на видеоэкранах в вагонах периодически, помимо информации о погоде, пройденном маршруте и скорости движения, демонстрируется изображение с камеры, установленной на последнем вагоне поезда.

20180606_120448

Также интересно, что в баре поезда продаются, кроме привычного для украинских скоростных поездов пива, вино и крепкие алкогольные напитки.

Поезд Frecciabianca внутри выглядит поскромнее Frecciarossa. По крайней мере, если говорить о Pendolino ETR 460, на котором пришлось проехаться. Да и скорость у него поменьше - до 250 км/ч.

20180801_160657

В начале вагона имеется отсек с полками для багажа, однако, большой чемодан запихнуть туда вам удастся с трудом. Как и положено, каждое пассажирское место оборудовано розеткой для подзарядки смартфонов и прочих гаджетов, исправно работает система кондиционирования. В вагонах (2-го класса) отсутствуют мониторы с информацией о движении поезда, Wi-Fi здесь тоже нет. Зато в туалетах есть откидные пеленальные столики.

20180801_204044

Вагон-ресторан разделен на две части: в одной - бар, в другой - столики. На баре можно заказать сендвичи, фреш-сендвичи, горячие бутерброды - панини, печенье и прочие снеки. Из алкоголя здесь в меню были замечены пиво, вино, апероль.

20180801_175845

Приятной неожиданностью стало то, что пассажирам, заказавшим еду, выдают "комплимент" от ж/д компании - сумочку с мармеладными конфетами. Конфеты сразу же были съедены, а приятный "осадочек" в виде упомянутой сумочки с логотипом компании остался на память (УЗ, кстати, тоже могла бы внедрить подобную практику - отношение пассажиров от этого хуже бы точно не стало).

20180801_180157

Интерсити, в котором ехали из Милана в Ла Специю, представлял из себя поезд с вагонами на локомотивной тяге. Специальных полок для чемоданов здесь замечено не было, но в начале вагона на пару кресел меньше - тут все и складывают крупногабаритный багаж. Также отсутствует бар. Вместо этого раз за 3 часа по поезду прошелся специально обученный человек с тележкой с чаем, кофе, водой, чипсами и прочим нехитрым перекусом. Кофе - растворимый, чая в стаканчики наливают немного (порция облепихового чая в украинском Интерсити+ по сравнению с этим выглядит просто королевской). Чай и кофе обойдутся по 1,5 евро каждый.

20180724_094611

Каждое пассажирское место в вагоне оборудовано розеткой, исправно (и даже слишком) работает кондиционер. Информационных мониторов в салоне вагона нет. Других существенных отличий от Frecciabianca обнаружено не было, кроме того, что Интерсити делает остановки, примерно, в два раза чаще.

20180727_100422

Поезд Интерсити справа, слева - региональный поезд

Региональные поезда попадались трех видов. Общее их отличие от Интерсити в том, что остановки они делают еще чаще и, как понятно из названия, следуют по более коротким маршрутам. Как и в других перечисленных поездах, здесь есть в наличии розетки для зарядки телефонов, но некоторые попадались в нерабочем состоянии. Везде работают кондиционеры. В двух из поездов в туалетах в некоторых вагонах отсутствовала вода для мытья рук.

20180727_113846

Среди особенностей двухэтажных региональных поездов стоит отметить то, что, если у вас есть большие сумки или чемоданы, то на второй этаж лучше не соваться. Так как багаж здесь можно разместить только в проходе (тогда другим пассажирам придется перешагивать через него) или просто на соседних сиденьях, если эти места не будут заняты. Верхние полки на втором этаже также бесполезны - на них можно положить разве что шляпу или зонтик.

В одноэтажном региональном поезде обратил внимание на туалеты. Здесь они хоть и не вакуумные, но, очевидно, принцип действия отличается от привычных "укрзализнычных", так как при нажатии на педаль вид на рельсы не открывается, и пользоваться санузлом можно и на остановках.

20180727_134839

Компания Trenord (и не только она), "дочка" государственного перевозчика Trenitalia, эксплуатирует более современный подвижной состав. Так, из Милана можно уехать на поезде Alstom ETR 425. Это пятивагонные составы, которые могут развивать скорость до 160 км/ч. Иногда два состава могут соединяться, и тогда вагонов становится десять.

20180802_130349

В салоне, в отличие от других региональных поездов, имеются мониторы, где демонстрируется карта с маршрутом следования, анонсируются станции прибытия поезда и… демонстрируется реклама (куда же без нее). Также перед прибытием на очередную станцию на мониторах можно увидеть номера и маршруты поездов, на которые можно пересесть на этой самой станции.

20180802_124258

Туалет в поезде дополнительно оборудован для людей с ограниченными физическими возможностями.  

Снаружи на вагонах поезда есть небольшие электронные табло с указанием маршрута следования.

20180802_124210


Подводя итог этого небольшого обзора, хотелось бы отметить несколько общих моментов относительно работы компании Trenitalia:

- Как уже отмечал выше, во всех поездах, в которых довелось ехать, работали кондиционеры.

- Во всех поездах были розетки для подзарядки электронных гаджетов и маленькие бачки для мусора.

20180727_135032Два в одном: мусорный бачок, под ним - две розетки

- При посадке на поезд нужно быть внимательным и желательно прийти немного заранее, так как иногда (если на вагонах нет электронных табло) трудно сориентироваться, ваш ли это поезд, особенно, если у одной платформы стоят одновременно два поезда. Кого-то вроде проводника или другого работника железной дороги найти в такие моменты чаще всего не удается - приходится уточнять у других пассажиров.

- Еще одной "изюминкой" являются частые задержки поездов - задержкой минут на 50 тут никого не удивишь. Хотя, случается и "ложная тревога" - так, во время поездки на поезде Frecciabianca пассажирам на полпути было объявлено о задержке на 50 минут из-за ремонтных работ по пути следования, позже это время сократили до 25, а в конечном итоге поезд и вовсе пришел на конечную станцию вовремя.

- Билеты на поезд лучше покупать заранее на сайте компании, так как при покупке перед самим отправлением в автомате на вокзале проездной билет может обойтись в два раза дороже.

- Билеты в поезде проверяют редко. Например, у автора за 6 поездок билеты были просканированы проводниками только дважды. Но штрафы, если что, высокие - так что лучше не рисковать.

- Самое замечательное - это то, что, кажется, у Trenitalia всегда можно найти билеты на нужное направление. Да, иногда это очень дорого, часто - с 1,2 или 3 пересадками, но билеты в нужном направлении найдутся. И это очень контрастирует с родной "Укрзализныцей", которая исправно рапортует о запуске дополнительных поездов, а уехать, например, на День Независимости в Карпаты нечем, при том, что вопросом покупки билетов ты озаботился давненько…

Читайте также Неаполь. Упорядоченный хаос