До музея пешком через мост от Старого города, примерно минут 10-15. В Музее железнодорожного транспорта Латвийской железной дороги торжественный ужин. Музей расположен в бывшем Рижском паровозном депо. Это огромное здание с коваными колоннами и крышей в немецком стиле. Латыши им очень гордятся. В Риге принимают 67-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Здесь – представители железных дорог "пространства 1520". "Очень символично, что сохраняется это единство в странах, которые прошли разные исторические вехи в своем развитии за этот период. Балтийские страны уже в евросоюзе, Украина туда быстро двигается. Тем не менее, железнодорожники всех стран, по-прежнему, разговаривают на понятном друг для друга языке". (Да, тост – прекрасная возможность сказать то, что от тебя хотят услышать).

Конечно, колея 1520 и общая история – это то, что продолжает объединять нас.

(Ну, может еще, Раймонд Паулс и Лайма Вайкуле, которые тоже здесь!) Железная дорога – уникальный вид транспорта, который просто не может существовать без тесной координации. Совет железнодорожных администраций был создан в 1992 году с целью сохранения технологической целостности железнодорожной сети пространства 1520 и развития взаимодействия между странами-участницами. В этом году он отмечает свое 25-летие.

Что находим, а что теряем. За 9 месяцев 2017 года погрузка на сети 1520 выросла на 3,3%, грузооборот – на 7% (для справки, в Украине на 3,2%).

За 9 месяцев 2017 года погрузка на сети 1520 выросла на 3,3%.

Растет транзит, в основном контейнерный. Перевозки в контейнерах увеличились на 14%. Поэтому и Укрзализныця в своей международной деятельности концентрируется на развитии транзита. А это коридоры ТМТМ и Юг-Запад.

Падаем в международном пассажирском движении. Продолжается сокращение пассажиропотока. Количество перевезенных пассажиров составило 97,6% к аналогичному периоду 2016 года. В целом за десять лет железнодорожная сеть "пространства 1520" потеряла 169 поездов. Например, в 2007 году курсировало 280 пар международных составов. Впрочем, тенденция сокращения пассажирских перевозок существует и во внутригосударственном сообщении "пространства 1520".

За десять лет железнодорожная сеть "пространства 1520" потеряла 169 поездов. 

Да, железной дороге в международном пассажирском сообщении все труднее конкурировать с более эффективными авиакомпаниями. Ключом, в среднесрочной перспективе, здесь является тарифная политика.  Не может место в купе стоить столько же, сколько и билет на самолет. Ну, и не будем забывать о количестве времени, проведенном пассажиром в дороге.

Для усиления координации договорились о проведение специализированного ежегодного Международного пассажирского форума (первый уже в следующем году).

В этом плане, например, для УЗ важным рычагом повышения прибыльности бизнеса является проведение самостоятельной тарифной политики в международном сообщении. Для более гибкого реагирования на меняющуюся конъюнктуру рынка. Украина осталась единственной страной, где железнодорожной компании не переданы в полной мере эти полномочия и, все еще, необходимо согласование с Министерством инфраструктуры.

…На закуску хозяева подавали традиционные блюда каждой из стран-участниц. От Украины, конечно же, было сало! Коллеги из других стран его очень быстро разобрали. И это тоже нам в помощь. Ведь для УЗ здесь ключевым является поиск новых стратегических партнеров в свете переориентации и принятого курса движения на Запад.

…В одном из залов Музея железнодорожного транспорта работает модель железной дороги. Многие тут вспоминают детство. И мечту о подарке для каждого мальчика, железной дороге PIKO. Мои собеседники и коллеги, взрослые мужчины, подолгу задерживались в этом месте. И кто скажет, что их мечта не сбылась?