Для развития транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия в условиях пандемии следует руководствоваться принципом обеспечения устойчивой мультимодальной сети, способствующей беспрепятственному перемещению грузов, в полной мере используя транзитный потенциал стран-участниц ТРАСЕКА. 

50

Программа международного сотрудничества между ЕС и странами-партнерами по организации коридора Европа-Кавказ-Азия выступает в связи с этим со следующими рекомендациями:

1. Транспортные узлы (порты, аэропорты, логистические центры, пункты пропуска) следует усилить с учетом рекомендаций ВОЗ для безопасного процесса перевозки грузов через границу

Учитывая применяемый опыт в странах ТРАСЕКА, рекомендуется принять следующие меры, в зависимости от обстоятельств:

- осуществлять меры проверки при въезде в страну, которые направлены на оценку наличия симптомов и/или воздействия Covid-19 у пересекаемых границу лиц;

- обеспечить проверку пребывания в течение последних 30 дней в странах, где зафиксировано распространение вируса;
- предоставить информационные материалы о коронавирусе для распространения среди прибывающих в страну и повышения уровня их осведомленности;

- выявление подозрительных случаев следует подтвердить результатами анализов с последующей организацией карантина на 14 дней;

- в случае пересечения границы транспортным средством из страны, в которой выявлены случаи распространения вируса, важно организовать дезинфекцию транспортного средства.

2. Государствам-членам не рекомендуется принимать меры, которые ставят под угрозу целостность маршрута для перевозки грузов

Cледует принять меры, направленные на въезд своих граждан и содействовать транзиту других граждан стран ТРАСЕКА, которые направляются в страну проживания. Поэтому, координации на межправительственном уровне является ключевым фактором в выработке принципов, связанных с управлением границами. Коллективные и согласованные действия играют важную роль на протяжении всего коридора. В случае введения ограничений на перевозку грузов и пассажиров, целесообразно предусмотреть, чтобы эти ограничения были:

- прозрачными и принятыми соответствующим решением уполномоченного органа страны;

- должным образом научно обоснованными и поддерживаться ВОЗ;

- недискриминационными.

3. Уведомление о транспортных ограничениях

Уведомления должны быть своевременными, то есть до того, как принимаемые меры вступят в силу, без ущерба для перевозчиков приграничных стран. Не должна повториться ситуация с украинскими перевозчиками, которые простояли на границе между Болгарией и Турцией 14 дней.

4. Меры контроля направить на сохранение непрерывности экономической деятельности и непрерывности поставок

Беспрепятственная перевозка грузов имеет решающее значение для поддержания доступности товаров, в частности товаров первой необходимости, таких как продукты питания, жизненно важное медицинское и защитное оборудование и материалы. 
В данном контексте содействие безопасному передвижению работников транспорта, в том числе водителей грузовиков и машинистов, пилотов и летного экипажа, пересекающих государственные границы, являются ключевым фактором обеспечения движение грузов.

(При перевозке продуктов питания необходимо учесть, что согласно данным Европейского агентства по безопасности пищевых продуктов, нет никаких доказательств того, что они являются источником или источником передачи Covid-19).

 5. Эффективно организовать деятельность государственных органов во избежание дублирования усилий и сокращения времени ожидания

Важно скоординировать усилия при проведении скрининга состояния здоровья между приграничными странами. Организация скрининга на одной стороне границы является наиболее эффективной и позволяет избежать дублирования усилий стран, а также сократить время ожидания перевозчиков.
Государства могут отказать во въезде в страну в случае наличия симптомов коронавируса или риска заражения для общественного здравоохранения. Вместе с тем, рекомендуется применять меры, альтернативные отказу во въезде, такие как изоляция или карантин, если они считаются более эффективными в зависимости от сложившейся ситуации.

Учитывая широкое распространение введения 14-дневного карантина в странах ТРАСЕКА, целесообразно предусмотреть соответствующие условия на пунктах пропуска. Рекомендуется не отказывать во въезде лицам, которые явно болеют, в их отношении должны быть приняты соответствующие меры медицинской помощи.  В целях снижения риска распространения вируса, важно организовать пограничный контроль таким образом, чтобы не допускать появление больших скоплений на границе, включая скопления автотранспортных средств до въезда в страну.

6.  На период карантина предлагается рассмотреть возможность временного снижение требований к работникам транспорта

Опыт Болгарии и Румынии показывает, что требования к работникам транспорта, а именно водителям грузовых автотранспортных средств, могут быть снижены в отношении соблюдения режима труда и отдыха.

Меры, аналогичные увеличению максимального дневного лимита вождения с 9 часов до 11 часов и сокращению регулярного еженедельного периода отдыха с 45 до 24 часов, могут быть приняты во всех странах ТРАСЕКА, обосновываясь увеличением времени прохождения контроля на границах.

- временное сниженияе требований к работникам транспорта в случае, если они направляются в страну проживания;

- незначительные нарушения режима труда и отдыха водителей грузовых автотранспортных средств;

- возможности продления сроков использования разрешительных документов, включая разрешения на перевозку (въезд/выезд в/из страны, транзит через страну).

Для обеспечения безопасного перемещения товаров среди стран ТРАСЕКА, необходимо применять принципы комплексного подхода к эффективному управлению на границе. Международная система логистики должна адаптироваться к новым вызовам экономического кризиса и пандемии коронавируса.