3-4 октября 2019 года в Житомире в рамках Форума регионов Украины и Беларуси и встречи президентов Зеленского и Лукашенко прошли переговоры по вопросам развития судоходства на реках Припять и Днепр.
Министерство инфраструктуры Украины высказало заинтересованность в наращивании объемов речных перевозок и подтвердило готовность выполнения дноуглубительных работ при наличии соответствующего грузопотока. Отмечена активизация судоходства и рост объемов перевозок грузов по реке Днепр, в том числе, благодаря работе белорусских судов на украинских внутренних водных путях.
Дноуглубление Днепра и Припяти
По территории Украины проходит водный путь Е-40, который имеет следующие участки и гарантированную глубину судового хода:
- р. Припять от границы с Республикой Беларусь (г. Усов) до устья - 1,5 м;
- от устья р. Припять до Киевского водохранилища - 1,5 м;
- от Киевского водохранилища до Киевской ГЭС - 2,65 м;
- от Киевской ГЭС до Херсонского морского канала - 3,65 м.
Еще в прошлом году на Межправительственной белорусско-украинской комиссии (11.10.2018 в г. Гомель) стороны синхронизировали сроки выполнения путевых работ на реке Припять. В соответствии с согласованным графиком, Беларусь приступила к выполнению дноуглубительных работ (объем извлеченного грунта составил более 120 тыс. м³.)
В 2019 году филиалом "Дноуглубительный флот" АМПУ дважды был объявлен тендер на проведение работ по поддержанию габаритов судового хода на р. Припять. Однако, в связи с тем, что ни один участник не подался, первый тендер был отменен 05.08.2019, а второй тендер продлен до 08.10.2019. Также запланирован ремонт дноуглубительных судов филиала "Дноуглубительный флот" АМПУ, которые смогут использоваться для проведения работ на р. Припять в навигацию 2020 года.
Законодательная реформа
В ближайшее время ожидается принятие Закона Украины "О внутреннем водном транспорте", который станет нормативным фундаментом для активного развития судоходства на реках Украины и успешности развития реформы внутреннего водного транспорта.
Законопроект № 1182-1 предусматривает полную либерализацию рынка, увеличение объема речной транспортировки для коммерческих товаров минимум в три раза (до объемов перевозки 30 млн тонн в 2025 году), создание финансовой и организационной структуры для удовлетворения потребностей в необходимых капитальных инвестициях, а также правовую имплементацию норм ЕС в законодательство Украины.
Очень важно принять законопроект о внутреннем водном транспорте, который предусматривает финансирование в размере 1% от Дорожного фонда в речную инфраструктуру (700 млн грн на 2020 год). Нам необходимо вложить на первом этапе 32,5 млн евро на дноуглубительные работы и ремонт шлюзов Днепровского каскада.
Для безопасности необходимо наличие на судах, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях Украины, соответствующего навигационного оборудования (AIS). Своевременное и качественное выполнение промерных, тральных, дноуглубительных и дноочистных работ на внутренних водных путях Украины и капитальный ремонт шлюзов позволит создать благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития государственного и международного транспортного судоходного сообщения, осуществление перевозок водным транспортом, его эффективной и конкурентоспособной деятельности.
Проект строительства нового порта в Нижних Жарах (Беларусь)
АМПУ в 2018 году заключило Меморандум о взаимопонимании с ЗАО "Белтопэнерго", в соответствии с которым, мы будем получать информацию относительно:
- этапов строительства речного терминала (порта) в Нижних Жарах, графика работ, ожидаемого введения пусковых комплексов в эксплуатацию;
- запланированных объемов, номенклатуры грузов, которые планируется перегружать в порту и перевозить в морские порты Украины и в обратном направлении - в сторону Республики Беларусь.
Следует отметить, что перевозка грузов из Беларуси будет осуществляться на речных баржах, а не судами типа "река-море", что даст возможность зарабатывать на морской перевалке в порту Херсон.
12 сентября 2019 года было официально объявлено о начале проведения конкурсов по пилотному проекту концессии порта Херсон. Кроме аграрной продукции водным транспортом можно перевозить крупногабаритные грузы, удобрения, строительные материалы, нефтепродукты.
Одним из приоритетных направлений сотрудничества является обеспечение условий для осуществления транзитных перевозок грузов водным транспортом по территории Украины. К сожалению, потенциал этого направления доставки грузов не используется на полную мощность. Внутренними водными путями у нас транспортируется в переделах 1% грузов от общего объема перевозок, в то время как в Евросоюзе - 10-20%. Развитие перевозок между Украиной и Беларусью - это первый шаг на пути консолидации усилий для запуска международного водного пути Е-40.