I have a dream – говорил Мартин Лютер Кинг. Вот и у меня есть мечта. Назовем ее условно Rail Sarmatica. В странах Балтии сейчас строится Rail Baltica – железная дорога с европейской колеей, и у нас в будущем, пусть отдаленном, тоже может быть аналогичный проект. Но зачем нам европейская колея?

Причин несколько. Пожалуй, самая главная – теснейшая интеграция с пространством-1435 (ширина колеи в европейских странах), а значит и с Европейским Союзом. В Украине и так уже имеются небольшие участки европейской колеи. В Закарпатской области колея 1435 мм доходит до Мукачева, а в Волынской – до Ковеля. От Ковеля через Сарны и Коростень можно строить Rail Sarmatica в направлении Киева (около 450 км). Продление европейской колеи до столицы даст возможность лучшим образом наладить перевозку грузов из/в страны Евросоюза, а также значительно ускорить пассажирское сообщение, как за счет сокращения простоя поездов на границе из-за "переобувки" тележек, так и за счет нового полотна.

Отсюда выплывает и другая причина – создание транзитного хаба по перевалке грузов. Уже сейчас наши соседи – Польша и Беларусь – строят перегрузочные комплексы на стыке колей. В Украине есть подобные терминалы в Чопе. Однако Киев на роль транзитного хаба подходит гораздо лучше, чем Львов. Почему Киев? Причин можно назвать несколько.

Украина очень централизованное государство. Вся бизнес-деятельность в стране завязана на столицу. А иностранные инвесторы в силу этого стремятся открывать представительства своих компаний, прежде всего, в Киеве. Наличие перевалочного хаба в столице улучшит шансы Украины в борьбе за грузопотоки по маршруту Европа-Китай.

Читайте также Расширение русского мира: почему широкая колея до Вены блокируется Евросоюзом

К тому же, столица очень удобна, поскольку находится на пересечении транспортных артерий. Здесь есть речной порт. В свете объявленной Министерством инфраструктуры реформы речных перевозок значение порта возрастет. Также Киев является крупным ж/д узлом. Он связан с маршрутом контейнерного поезда "Викинг", следующего из Ильичевска в Клайпеду. В Киеве пересекаются несколько автомобильных дорог, в том числе и в направлении портов. Есть у столицы и два пассажирских аэропорта, также принимающих грузы, и один грузовой аэропорт в Гостомеле. Так что преимуществ довольно много.

И, наконец, третья причина. Любое уважающее себя государство должно иметь в своем активе один или несколько масштабных инфраструктурных проектов. Украине таких проектов явно не хватает. Таким проектом может стать прокладка европейской ж/д колеи до Киева. К примеру, летом этого года Казахстан анонсировал начало разработки нового ж/д коридора от китайской границы до Актау, порта на Каспийском море. Новый коридор будет построен с европейской колеей. Евроколея в Украине создаст ключевое конкурентное преимущество в борьбе за грузопотоки нового шелкового пути.

Конечно, ко всему нужно подходить взвешенно. При постройке Rail Sarmatica широкую колею между Ковелем и Киевом нужно сохранить. То есть колея будет комбинированная. Это позволит избежать многих проблем. К тому же, из Киева в страны ЕС можно будет организовать нормальное пассажирское сообщение. И, возможно, однажды можно будет сесть на поезд и быстро доехать, скажем, в Варшаву или Берлин.онечно, целесообразность такого проекта вызывает много вопросов. В данном случае необходимо проводить серьезные исследования. Альтернативой Rail Sarmatica могут стать испанские или польские технологии с раздвижными парами колес. Однако для их внедрения нужны немалые инвестиции. Впрочем, инфраструктура – это всегда очень дорого и средствами только одного государства в данном проекте не обойтись.