Почти год назад я писал о том, как новейшие разработки в авиационной индустрии меняют модель коммерческих авиаперевозок. Основная суть, которую я пытался передать, заключалась в том, что эффективные авиалайнеры, такие как Boeing 787 Dreamliner, открыли новые возможности для авиакомпаний на дальнемагистральных рейсах.

Сегодня же, я хотел бы развить эту тему, на примере авиакомпании, которая уже прорабатывает новую концепцию организации условий на борту для ультрадальних перелетов. Такой проект называется "Sunrise" ("Рассвет"), а его автором является одна из самых безопасных и передовых авиакомпаний в мире - австралийская Qantas Airlines.

1  

Карта отражает только дальнемагистральные маршруты Qantas

Да, ввиду географического положения, эти ребята знают толк в дальнемагистральных рейсах. Давайте, познакомимся ближе с тем, что они задумали на этот раз. 

В прошлой статье речь шла о рейсе Qantas Перт -Лондон длительностью 18 часов. Это "обычный" регулярный рейс, который выполняется ежедневно. В кавычках, потому что самолет берет на борт меньше пассажиров, чем мог бы. Вместо этого, для обеспечения такого рейса, самолет заправляют топливом "по горлышко". 

И это самый топливоэффективный самолет из всех существующих в данном сегменте. 

Qantas проводит исследование возможностей запуска прямых беспосадочных рейсов из Сиднея в Нью-Йорк, а это полет длительностью почти в сутки, если быть точнее  -  22 часа.

Но, как вы уже догадались, Qantas не думает на этом останавливаться и проводит исследование возможностей запуска прямых беспосадочных рейсов из Сиднея в Нью-Йорк, а это полет длительностью почти в сутки, если быть точнее  -  22 часа. Просто вдумайтесь в эту цифру. Ультрадальний рейс. 

На пути у этой задумки лежит два основных препятствия.

Первое  -  на данный момент не существует авиалайнера, который смог бы обеспечить беспосадочный перелет из Сиднея в Нью-Йорк или Лондон с полной пассажирской загрузкой. 

Второе - далеко не все пассажиры предпочтут участвовать в таком сидячем марафоне (особенно пассажиры эконом-класса), многие попросту выберут рейс со stopover где-то на полпути, тем более, что некоторые авиакомпании предлагают бесплатную гостиницу на время "стоповера".

Менеджмент авиакомпании Qantas уже озадачил первой проблемой и Boeing и Airbus. Airbus заявил, что изменение конфигурации их нового Airbus A350–900 Ultra Long Range может позволить выполнить предъявляемые требования.

 222

Рассматривается даже вариант переоборудования грузового отсека самолета.

Boeing пока не ответил конкретным решением, более того, думаю, не ответит, пока требования не станут более четкими, а также не появится интерес к такому проекту и у других авиакомпаний. С другой стороны, Boeing приступил к сборке первых испытательных экземпляров Boeing 777X - самолетов нового поколения из легендарного семейства Boeing 777.  

Потенциально Boeing 7778X (или модификация на его базе) может выполнить требования, предъявляемые авиакомпанией Qantas. Думаю, картинка будет проясняться по мере продвижения программы Boeing 777X.

Возвращаясь ко второму препятствию - комфорт во время ультра дальних рейсов - авиакомпания Qantas понимает суть проблемы, как никто другой. Очевидно, без радикальных изменений на борту не обойтись. Но какие именно изменения требуется выполнить, чтобы обеспечить комфортные условия и заинтересовать пассажиров ультрадальним рейсом вместо "стоповера"?

33

Чтобы ответить на эти вопросы и для разработки новой концепции обеспечения комфорта на борту, Qantas привлекла исследователей из Сиднейского университета для изучения пассажирского опыта на рейсе Перт-Лондон.

Для данного исследования были отобраны 12 000 самых частолетающих пассажиров. Авиакомпания проводит сбор их мнений по условиям на борту, которые потенциально могут быть внедрены в рамках новой концепции. Среди пожеланий:

- зоны для спортивных упражнений;

- общий бар (в том числе, доступный для пассажиров эконом-класса);

-  кофе поинты с самообслуживанием (почти как в офисах);

- рабочие места (для работы или учебы);

- конвертирование стандартных туалетных кабинок в специальные комнатки для "освежения" и переодевания (душевую кабинку, скорее всего, будет невозможно реализовать из-за ограничений по весу - все же слишком много воды придется брать на борт);

- отдельные зоны для пассажиров с маленькими детьми (особенно, "громкими" детьми).

Некоторые из выше озвученных пунктов уже реализованы в таких проектах как, например, Airbus A380. Но, во-первых, это громадный самолет, то есть там банально есть пространство для таких идей. Во-вторых, такие опции доступны только пассажирам первого и бизнес-класса и то на борту далеко не каждой авиакомпании-эксплуатанта А380. В-третьих, разумеется, А380 не способен выполнять рейсы такой продолжительности. Так, что в контексте "ультра" требований, идеи достаточно нетривиальные и требуют серьезного вовлечения Boeing и Airbus. Поэтому Qantas пытается определить приоритеты данных идей, перед тем, как двигаться далее. Судя по словам главы клиентской стратегии и продуктового развития, Фила Кэппса, у авиакомпании решительный настрой: "То, что сегодня кажется невероятным, завтра может стать нормой".

Напоследок хочется отметить, что Qantas - не единственная авиакомпания, работающая над ультрадальними рейсами. К примеру, сегодня Singapore Airlines возобновит свой рейс-рекордсмен Сингапур - Нью Йорк. Ранее он выполнялся на таком экзотическом самолете как Airbus A340-500 (редкий тип воздушного судна).

4

Сейчас же на этот рейс назначен новенький Airbus A350-900 ULR. Но этот проект не подразумевает никаких радикальных перемен. Авиакомпания просто избавится от салона эконом-класса, будет только премиум-эконом, бизнес-класс и первый класс - это здорово снизит вес загруженного самолета и позволит "взять с собой" необходимый объем топлива.

Мир авиации меняется и далекие уголки планеты становятся все ближе.