В прошлых путешествиях мне посчастливилось полетать на "композитных" самолетах - двухпалубном Airbus A380 и ультраэффективном Boeing 787 Dreamliner. Давно хотел написать о том, как новые технологии творят революцию в небе. Окончательно, к этому подтолкнул полет на новом самолете, изготовленном из композитных материалов, Airbus A350-900 XWB.
Хочется рассказать об очень интересных изменениях, которые происходят благодаря Boeing 787 Dreamliner (в первую очередь) и Airbus A350XWB, и как это влияет на возможности путешественников.
Вдвойне приятно было написать этот текст на высоте 33 000 футов, на борту самолета, который сошел с конвейера всего несколько месяцев назад.
Многие из моих друзей и коллег, ровесников, вероятнее всего, осуществили свои первые полеты в конце 90-х или уже в 2000-х годах, то есть, когда по всему миру давно применялась модель аэропортов "хабов". Сейчас, когда мы летим на дальние расстояния, нам вполне привычно покупать билеты с пересадкой в крупном аэропорту другой страны. Но так было не всегда.
По сути, развитию хабов поспособствовало бурное развитие технологий в авиастроении и, в частности, производство дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов с вместительностью 300-500 кресел. Самый большой вклад в такое развитие внес Boeing 747, в свое время выдвинув новые требования к аэропортам по всему миру, - теперь нужно было уметь обслуживать большие тяжелые и вместительные самолеты.
С другой стороны, получив такой самолет, авиакомпании смогли здорово оптимизировать экономическую модель, ведь вместо массы прямых рейсов между разными городами, можно было запустить небольшое количество рейсов на вместительных самолетах между двумя крупными узлами, а в эти самые узлы подвозить пассажиров на менее вместительных воздушных судах. Основная выгода - это более плотное заполнение самолетов, меньшее количество слотов в воздухе и гейтов на земле.
Boeing 747 разных модификаций господствовал и продолжает это делать уже почти 50!! лет.
Конечно, Airbus, пытаясь догнать Boeing, выпускал разные модели, некоторые из них уже ушли с рынка, так и не став успешными, некоторые завоевали его часть. Спустя время, Airbus запустил весьма масштабный проект А380. Масштабный как в плане финансов, так и в плане технологического вызова, ведь предстояло создать двухпалубный самолет с вместительностью чуть ли не 900 кресел (если обе палубы укомплектовать эконом-классом). Airbus очень гордился этим проектом, в сторону Boeing даже звучали возгласы из серии "а вам слабо"?
Но Boeing в это время был занят развитием модели 777, тихо и скромно сделав 777 самой успешной моделью гражданской авиации. Но что самое интересное, так это то, что Boeing просто не видел смысла в постройке еще большего самолета, чем 747 и тем более большего, чем А380.
Вместо гонки за размером Boeing проанализировал перспективы рынка и принял решение построить модель 787 Dreamliner. Основной акцент был сделан на создании дальнемагистрального самолета вместительностью 250-300 кресел, при этом, он должен быть легким и обладать высокими показателями топливной эффективности.
В общем-то, именно таким и получился 787, благодаря чему завоевал огромный кусок рынка в данной нише. Более того, летать на нем очень комфортно, чего не скажешь о громадных самолетах.
Boeing 787 в Лондоне
А теперь самое интересное.
По началу, авиакомпании, заказавшие 787, рассматривали его в качестве замены старых и неэффективных 767, но далее начали происходить преобразования в маршрутных сетях и даже в фундаментальных аспектах экономических моделей авиаперевозчиков.
Многие авиалинии увидели для себя возможность в запуске прямых рейсов между очень далекими точками, при этом эти точки не обязательно должны быть крупными узлами для пересадок, ведь на борту "всего" 250-300 мест, продать которые проще, чем 500+, а значит больше нет привязки к "хабу", который "помогал" подсаживать пассажиров, чтобы заполнить 500+ кресел. Более того, легкий и скромный в потреблении топлива самолет обеспечивает авиакомпанию достаточной прибылью даже на тех рейсах, где лайнер может быть немного недогружен, то есть не самых популярных рейсах или рейсах, которых раньше не существовало. А еще меньшее потребление - это более длинный рейс без дозаправки. Таким образом, уже сейчас можно наблюдать появление новых прямых рейсов между далекими точками, то есть возврат к предыдущим моделям, но с более эффективными показателями.
Уже сейчас можно наблюдать появление новых прямых рейсов между далекими точками, то есть возврат к предыдущим моделям, но с более эффективными показателями.
Для пассажиров это, конечно же, плюс, ведь путешествовать можно комфортней как в плане меньшего количества пересадок, так и в плане более комфортных салонов. Еще 787 намного тише, а выбросов в окружающую среду меньше. Недавно Qantas (Австралия), получив свой первый 787, запустил рейс Перт -Лондон - это 20 часов полета, на секундочку! Вы скажите, что это очень тяжелое путешествие и в целом будете правы, но если вам нужно лететь, то вы летите все равно. Только в данном случае, это прямой рейс, без мучительных пересадок или дозаправок, ведь до этого они были обязательны ввиду технических ограничений. Ну и лететь на "компактном" и тихом 787 намного комфортнее, чем на том же А380.
На этом преобразования не закончились. Все знакомы с понятием lowcost-авиакомпаний. Вы заметили, что это всегда полеты на "близкие" расстояния? Так вот, такие авиакомпании как Norwegian Air Shuttle или Scoot, перешагнули это ограничение. Норвежцы запустили прямые lowcost-рейсы из Европы в США, поставив на маршрут 787. И снова это стало возможным благодаря экономичности самолета, а также благодаря тому, что теперь нет необходимости быть привязанным к крупному хабу. A Scoot запустили рейс из Сингапура в Грецию. И это круто, так как для путешественника - это новые маршруты и более выгодные условия.
Справедливости ради, скажу, что Airbus хоть и потерял рынок на старте, но сейчас пытается наверстать упущенное, наладив выпуск А350, у которого аналогичная технологическая основа - композитные материалы, хотя самолеты из разных классов по вместительности.
В каком-то смысле, мы снова в самом начале пути, и чем дальше, тем больше подобных преобразований нам предстоит наблюдать и больше выгод получать.