На сайте Кабмина появился полный текст Порядка проверки, отбора проб воды и проведения их анализа, который Кабмин В. Гройсмана утвердил на своем "прощальном" заседании 21 августа. И хотя все остальные акты, принятые на этом заседании, были опубликованы практически сразу, опубликования Порядка пришлось ждать чуть больше двух недель. Итак, Порядок утвердили, а будет ли порядок?
Отсутствие Порядка отбора проб как причина не проводить проверки
Прежде всего, напомним, что необходимость утверждения Порядка отбора проб и проведения проверок была предусмотрена пунктом 51 Правил охраны морских вод от загрязнения, согласно которому Кабмин должен был утвердить документ, регулирующий процедуру отбора проб воды в случае выявления "видимых следов загрязнения" морской воды. До этого времени "экологические" проверки судов (ввиду отсутствия процедуры) не должны были проводиться, а если экологи игнорировали этот запрет - суды признавали такие действия незаконными. Теперь, с принятием Порядка и его опубликованием формальная причина для "приостановления" так называемых "экологических проверок" миновала, и экологи могут снова начать "защищать море от загрязнения" с прежним энтузиазмом.
Порядок содержит два раздела, первый из которых регулирует процедуру отбора проб в акватории морских портов, а второй - непосредственно на судне.
Отбор проб в акватории порта
В Порядке прямо предусмотрено, что отбор проб фоновых показателей качества воды акватории порта осуществляется представителями администрации порта в точках отбора (а сами точки отбора утверждает АМПУ для каждого порта отдельно). Отбор проб в месте загрязнения осуществляется экологическим инспектором в присутствии представителей администрации морского порта. В Порядке сделали ссылку сразу на три действующих государственных стандарта: 5667-6:2009 "Качество воды. Отбор проб. Часть 6. Указания по отбору проб воды с рек и ручьев" и 5667-9:2005 "Качество воды. Отбор проб. Часть 9. Указания по отбору проб морской воды", и 5667-3-2001 "Качество воды. Отбор проб. Часть 3. Указания по хранению и работе с пробами". В месте загрязнения воды пробы отбираются в двух экземплярах, а для определения фоновых показателей качества воды - в одном экземпляре.
Как будут отбирать пробы на борту судна?
В отличие от акватории, отбор проб на судне осуществляется экологическим инспектором в присутствии представителя Морской администрации, капитана судна и морского агента (с его согласия). При отсутствии капитана судна его может заменить "уполномоченное лицо" (обычно за операции с балластом на судне отвечает старший механик). Отбор проб воды на борту судна осуществляется в местах, предусмотренных судовыми планами исходя из характера загрязнения и может касаться только загрязняющих веществ, которые стали причиной загрязнения акватории порта согласно акту проверки качества воды. Конкретные места отбора проб на судне определяются представителем Морской администрации при участии экологического инспектора и капитана судна. Во время отбора проб учитываются результаты сравнения качества воды в месте загрязнения с фоновыми показателями.
Пробы воды на судне отбираются в трех экземплярах, которые пломбируются и сопровождаются актом отбора проб (проформа прилагается к Порядку). Первый экземпляр пробы остается у капитана судна. Второй (контрольный экземпляр или т.н. "арбитражная проба") передается представителю Морской администрации и сохраняется как контрольный в течение 24 часов. По истечении этого срока он уничтожается и никакие претензии не принимаются. На наш взгляд, этот срок является чрезмерно коротким, и должен быть увеличен до 5-10 дней. Кроме того, уничтожение этого "контрольного" образца фактически лишает судовладельца возможности предъявить претензии по данному факту. Зачем тогда оставлять еще одну пробу у капитана судна, если значение "арбитражной пробы" имеет только проба, переданная Морской администрации? Третий экземпляр передается экологам, которые обязаны доставить его в лабораторию для анализа.
Странно, что в Порядке (пункт 19) прямо предусмотрели возможность отбора проб балластных вод из балластной системы судна (в частности, балластных танков) исходя из его конструктивных особенностей. Как известно, балластные танки судна предназначены для забора и откатки изолированного балласта, и ни одно судно не имеет технологической возможности отбора проб изолированного балласта, о чем неоднократно говорилось при обсуждении этой темы.
Кто будет выполнять анализ проб?
Анализ проводят лаборатории согласно методикам измерений, которые определены в приложении 4 и являются обязательными к применению. Инструментально-лабораторные изменения проб воды должны проводиться в течение 24 часов. В Порядке ничего не написано о том, кто и каким образом будет оплачивать услуги лабораторий по проведению таких анализов.
Английский язык и приложения к Порядку
К Порядку прилагаются проформы Акта обследования акватории, Акта отбора проб фоновых показателей качества воды, Акт отбора проб воды на судне и сведения о методике измерений. Из трех проформ лишь одна (Акт отбора проб воды на судне) выполнена на английском и украинском языке, при этом два других акта (которые также фигурируют при отборе проб на судне) составлены только на украинском языке. Также нигде в Порядке не прописали, что экологический инспектор, который отбирает пробы, обязан владеть английским языком на достаточном уровне или что капитану, не владеющему украинским языком, обязаны предоставить переводчика. Похоже, экологи собираются "возложить" обязанность переводить на агента, как это часто бывало ранее.
Реальный эффект от принятия Порядка, на наш взгляд, можно будет оценить через 1-2 месяца – тогда будет ясна необходимость внесения изменений в этот документ.
Читайте также Новые порядки: Что нужно для урегулирования экологического контроля в портах