В Одессе прошел круглый стол "Будущее украинских портов – взгляд изнутри", посвящённый перспективам портов, ГЧП и второй волне дерегуляции.
Руководители госстивидоров и филиалов АМПУ ставят вопросом номер один - отмену дискриминационной нормы КМУ о перечислении 75% от прибыли в бюджет. Ранее норма дивидендов была всего 30%, что позволяло портам осуществлять капитальные инвестиции в гораздо большем объёме. Сегодня же выгодно увеличивать затратную часть, тем самым занижая прибыль. Прогнозирую, что в этом году, так как бюджет уже свёрстан, снижение уровня отчислений возможно случится или ближе к концу года или только в следующем (дефицит Пенсионного фонда покажет).
Второй момент. Кабмин принял решение уволить профильного заместителя министра Юрия Васькова. Отрасль беспокоит тот факт, что в министерстве инфраструктуры не будет заместителя министра с опытом работы в морехозяйственном комплексе. А это значит, что десятки предприятий морской отрасли могут остаться без своего, в хорошем понимании "лоббиста" в коридорах власти. Вопрос же создания Укрморречслужбы ещё достаточно туманен.
Третий момент. Аренда пока остаётся единственным, хоть и не признаваемым на Западе, инструментом ГЧП. Ещё работают договора о совместной деятельности. Портовое сообщество довольно прогрессивно и готово рассматривать разные формы дальнейшего развития: от концессии и аренды до приватизации (за исключением Бердянского МТП), но делать это нужно не на спех и не с дельцами местного разлива, а с солидными компаниями с опытом управления терминалами и/или своей грузовой базой.
Четвертое. Взвешивание или ГВК только на въезде в госпорты (МТП) ставит их в неравное положение, по сравнению с частными терминалами. Это не меняет ситуацию с распределением грузопотоков кардинально, но такую особенность руководству Укртрансбезопасности стоит учесть.
И, наконец, дерегуляция в портах, занявшая в Национальном морском рейтинге 2015 призовое место, на практике ещё не полностью доведена до конца. Случаются проблемы с таможней, несогласованностью действий контролирующих органов. Скидка же на транзитные грузы с начала этого года на 50%, к сожалению не увеличила транзит, поскольку не стоит забывать что транзит-то у нас на 2/3 российский + страны Таможенного союза. Дальнейшее уменьшение портовых сборов для небольших портов, таких как Ренийский МТП, может негативно сказаться на доходах, поскольку доля транзита в нем достаточно высока.