Мощности украинских морских портов и терминалов составляют 250 млн т в год (без учета Крыма). При этом по итогам 2014г в украинских морских портах перевалено 144,9 млн т грузов (по данным АМПУ). Казалось бы, в Украине избыток перевалочных мощностей, и строить новые нет необходимости. Однако на самом деле это вовсе не так. Различные типы перевалочных мощностей имеют разную загрузку, и если наливных мощностей у нас избыток, то зерновые и навалочные – в дефиците.

Зерновые и навалочные грузы традиционно обеспечивают грузопоток в украинских портах, демонстрируя постоянную положительную динамику. Существующих зерновых мощностей не хватит для обеспечения перевалки растущего урожая, однако запланированные к реализации проекты зерновых терминалов обеспечивают прирост мощностей, достаточный для перевалки растущего экспорта.

Несколько иная ситуация с терминалами для навалочных грузов. Основными являются  уголь, кокс и ЖРС, их доля  в перевалке навалочных грузов составляет 68-70%. Удаленность основных рынков (Китай, Ближний Восток, Америка, ЮАР, Колумбия) определяет минимальный размер судовой партии в 60-80 тыс.т, однако наиболее экономичным с точки зрения логистики являетcя использование судов типа Capesize c водоизмещением от 150 тыс.т. Это, в свою очередь, накладывает ограничения на глубину портов. В Украине глубоководными можно назвать только Ильичевский, Одесский и Южный порты. Остальные порты просто не в состоянии принять такие крупные суда.

Pic_1

Усугубляет проблему еще и то, что в Ильичевске и Одессе максимальная проходная осадка не превышает 14 м, чего недостаточно для обработки Capesize у причала, а рейдовая перевалка увеличивает стоимость логистики примерно на $2/т. Только Южный, после дноуглубления, может обрабатывать Capesize водоизмещением до 175 тыс.т у причала.

Суммарная мощность глубоководных терминалов, находящихся в трех вышеуказанных портах, и подходящих для перевалки угля и ЖРС, составляет всего 36 млн.т. В 2014г перевалка на этих терминалах выросла до 33,5 млн.т. Таким образом, загрузка мощностей уже в прошлом году достигла критического уровня (93% при том, что оптимальной считается загрузка 85%). Объемы перевалки этих грузов будут расти – В Украине ведется разработка новых месторождений и увеличение добычи на существующих.

Pic_2

В частности, Ferrexpo заявляла планы по наращиванию производства окатышей до 20 млн.т в год (рост в 2 раза) в долгосрочной перспективе, компания “Black Iron” планирует поставлять на рынок до 10 млн.т концентрата с Шимановского месторождения. Дефицит коксующихся углей, необходимых для выплавки стали приведет к росту их импорта. В настоящий момент непонятна ситуация с потребностями Украины в импорте энергетического угля. В 2014г импорт энергетического угля составил 2,2 млн.т, прогнозировать развитие угледобычи в Украине достаточно сложно. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, из 150 действующих в Украине шахт, 83находится на территории, захваченной боевиками. Часть захваченных шахт полностью остановлена, не производится даже откачка воды, что ведет к полному разрушению шахты. По оптимистическому сценарию (восстановление отрасли на Донбасе) Украина сможет экспортировать 2-3 млн.т угля. По пессимистическому сценарию, импорт энергетического угля  может составить 2-4 млн.т в год.

В результате уже в ближайшем будущем мы столкнемся с дефицитом глубоководных терминалов, который будет только расти. По нашим оценкам, дефицит составит 20-25 млн.т в ближайшие 10-15 лет.