Положительный "безвизовый отчёт" и последующее позитивное решение Совета ЕС могут существенно повлиять на увеличение количества пересечений границы Украины с Евросоюзом. Рассмотрим ее сухопутную часть, а именно контрольно-пропускные пункты на границе с  Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией.

Даже с существующим визовым режимом очереди там порой достигают 7 часов. Страшно представить, какие очереди возникнут после отмены виз. Коллапс на границе будет обеспечен.

Почему? Да потому, что он выгоден пограничникам и таможенникам. Это их бизнес. Благодаря этой очереди вырастают красивые добротные дома у границы.

Одна из основных статей доходов пограничников нижнего звена описана Михаилом Жванецким фразой: «Что охраняешь – то и имеешь». Пограничники охраняют границу и могут кого-то пропустить раньше, а кого-то позже. На этой возможности и держится благосостояние рядовых работников. Проезд без очереди за деньги – это как раз тот фактор, который будет держать эту семичасовую очередь на ключевых КПП ещё очень долго. И пограничники заинтересованы в том, чтобы очередь меньше не становилась.  Поэтому на КПП, как правило, работают 2 окна пограничного контроля вместо шести, поэтому там никто никуда никогда не спешит, какая бы длинная очередь не была. 

И украинская и польская власти видят решение проблемы в строительстве новых контрольно-пропускных пунктов, на это выделен польский кредит под  фактически нулевые проценты.

Речь идёт о 100 миллионах евро, которые выделило польское правительство под приграничные инфраструктурные проекты, среди которых строительство 8 новых пограничных переходов и подъездных дорог к ним. Разговоры об этом кредите  шли больше года. Наконец-то, во время визита Яценюка в Варшаву и его встречи с прежним премьером Эвой Копач, договор об этом кредите был подписан. Фактически, польские фирмы на польсьие деньги будут строить в Украине приграничную инфраструктуру. Результатом этого, как кажется правительствам двух стран, будет улучшение ситуации на границе.  На самом же деле, просто будет создано ещё 8 пунктов, где трудоустроят несколько сотен взяточников и коррупционеров в украинской форме таможенников и пограничников.

К сожалению, таким образом, вряд ли удастся решить проблему. Ведь проблема не в количестве, а в качестве работы  существующих КПП.   Его можно было бы повысить за счет:

- задействования в процессе контроля всех рабочих мест на существующих КПП. Ныне, какая бы длинная очередь не была, автомобили пропускает 2 окна из 6 существующих, скажем, на КПП «Ягодин».

-  Значительная часть очереди – участники малого приграничного движения на автомобилях с польской регистрацией. Украинский таможенный кодекс заставляет этих людей каждые 5 дней выехать  и въехать обратно.  Государство при желании навести порядок на границе должно было бы смириться с таким способом автомобилизации приграничных украинцев и создать условия при которых им не нужно будет каждые 5 дней стоять в очереди на границе.

- Ну и цена на алкоголь и сигареты – ещё одна причина очередей. Давно пора сравнять цену сигарет в  Украине с ценой сигарет в Польше. Очереди исчезнут.  Вряд ли у кого-то откроется рот сказать, что сигареты – товар первой необходимости.

Посол Украины в Польше Андрей Дещица тоже считает, что решение проблемы лежит в первую очередь в улучшении работы существующих переходов. Проблема в том, что в самой Госпогранслужбе не видят возможностей для улучшения работы КПП на западной границе.  Один из боссов львовского главка ГПС Дмитрий Ильчинский долго рассказывал о том, почему лучше, чем есть, никогда не будет. По крайней мере, на тех КПП,  через которые проходят самые короткие пути. Если говорить о польско-украинской границе, то это КПП «Ягодин-Дорогуск», «Краковец», «Шегини», «Рава-Русская». Эти КПП нагружены, кроме тех, кто едет издалека и по делам, ещё и местными, которым нужно отметить машину на иностранных номерах.

Если кратко – убрать из очереди этих приграничных «челноков поневоле» можно было бы, придумав схему легализации уже купленных  авто и запрет въезда таких авто с собственниками – украинцами с определенной даты.  В конце концов, можно просто отменить неадекватные нормы таможенного кодекса, которые позволяют яхте въехать в Украину и пребывать здесь беспроблемно на иностранной регистрации и при этом для старых автомобилей на иностранных номерах - совершенно драконовские правила, которые заставляют людей каждые пять дней стоять в очереди на границе.

Есть и позитив на границе. Например, на  пунктах пропуска «Угринов» и «Устилуг» организован совместный контроль. И там нет очередей. Почему? Думаю, потому, что там слишком много видеокамер и пограничники двух стран взаимно контролируют друг друга, что сводит коррупцию к нулю. Поэтому сигаретчики и другие контрабандисты туда не едут. Проблема в тому, что эти КПП находятся за 100 километров от обеих ключевых трасс: «Варшавки» и «Киев-Чоп». То есть, час-полтора лишней дороги, лишних километров и дополнительная трата бензина. Но шкурка стоит вычинки. Один раз пройдя границу за полчаса на этом КПП, вы всегда будете ехать именно туда. Если вам, конечно, нечего  прятать и у вас есть деньги на бензин на дополнительные сто километров.