На днях глава "Пассажирской компании" Александр Перцовский заявил, что УЗ намерена внедрить в поезда полноценное питание для пассажиров. Эта идея не нова. Старожилы еще помнят такое явление как вагон-ресторан - они имели место в тех поездах УЗ, которые находились в пути больше суток. Как правило, это были международные направления, но с потерей связи с бывшими республиками СССР экономическая целесообразность таких вагонов сошла на нет. По состоянию на август 2018 года вагоны-рестораны были всего в трех поездах УЗ - №23/24 Москва-Одесса, №61/62 Николаев-Москва и №19/20 Харьков-Москва. Также в 4 поездах (№ 43/44 Киев - Ивано-Франковск, № 117/118 Киев-Черновцы, № 141/142 Одесса-Мариуполь) имелись буфеты.

Снимок экрана 2020-11-20 в 17.51.08

Питание в буфете поезда Киев - Ивано-Франковск, февраль 2020 года. Фото: @vorortanleiter / Twitter

Помимо указанных поездов, возможность (легально) приобрести еду в дороге долгое время сохранялась только в скоростных поездах Интерсити и Интерсити+. Пока в 2018 году в УЗ не начали пилотный проект по обеспечению пассажиров горячим питанием. Он реализовался в двух поездах Киев - Ивано-Франковск (№7 и №789) и Киев-Ужгород (№81). Проект назывался "Перша проба".

002

Способ подачи горячего питания в поездах УЗ в рамках эксперимента в 2018 году. Фото: Магистраль (на фото корреспондент издания Татьяна Копылова)

"Общая философия такова, что продукты, которые мы производим на наших мощностях, будут раскрыты уже непосредственно в вагоне. То есть вся цепочка от упаковки до момента попадания до пассажира - абсолютно закрыта, нет коммуникации продуктов с окружающей средой", - говорил тогда представитель производителя Борис Шестопалов.

"На завтрак - сырники, овсянка с сухофруктами, рисовая каша с изюмом, йогурт и кефир. Из первых блюд - куриный бульон, грибной суп и гаспачо. Из основных блюд - картофельное пюре с курицей, паста Болоньезе и кус-кус с овощами. Также есть десерты - чизкейк, брауни, круассаны. В меню входят снеки, горячие и холодные напитки. Отдельно можно заказать ланч-боксы. Их есть два вида стоимостью 95 грн и 115 грн", - это отрывок из репортажа ЦТС с презентации проекта.

В общем, "пилот" был с помпой презентован и… закончился ничем. Когда ЦТС в 2019 году поинтересовался результатами проекта, в УЗ ответили, что "осуществляют обобщение результатов эксперимента".

С новым руководством "Укрзализныця", похоже, возвращается к былым нереализованным идеям. В то время, как для Украины питание в поездах - все еще диковинка, европейцы уже давно привыкли к такому сервису. Вот как выглядит питание в различных поездах европейских ж/д операторов.

Deutsche Bahn:

DB Osaka wombato Twi

Фото: @osakawombato / Twitter

DB @PaliparanDotCom : Twitter

Фото: @PaliparanDotCom / Twitter

Eurostar:

Eurostar @RTC_Hardcore : Twitter

Фото: @RTC_Hardcore / Twitter

ÖBB:

206

201

202

Фото: @vorortanleiter / Twitter

České dráhy:

@MultimodalT

Фото: @MultimodalIT / Twitter

203

203

Фото: @vorortanleiter / Twitter

South Western Railway (Великобритания):

204

Фото: swlines / Twitter

West Midlands Railway (Великобритания):

205

Фото: @BLAENAUFFESTNOW / Twitter

Тут надо уточнить, что, в связи с пандемией и вводимыми ограничениями, услуга питания сейчас доступна далеко не везде. Краткий поиск информации показал, что большинство ж/д операторов все же вынуждены были закрыть либо сильно ограничить свой кейтеринг.

Например, покушать в поезде Deutsche Bahn сейчас не удастся (конечно, если вы не взяли еду с собой). Согласно официальной информации, со 2 ноября все вагоны-рестораны немецкого ж/д оператора не работают. Обслуживание на месте и раздача бесплатных снеков также временно приостановлены. То же самое касается пассажиров французской SNCF, где ограничения тоже были введены 2 ноября.

О временной приостановке услуги питания в своих поездах сообщает и PKP Intercity. Прекращено обслуживание как вагонов-ресторанов, так и обеденных зон, размещенных в электропоездах. Тележек со снеками в вагонах поездов оператора пока тоже нет. Это, впрочем, не помешало оператору совсем недавно получить 10 модернизированных вагонов-ресторанов. České dráhy также приостановили кейтеринг в поездах.

А вот в Leo Express отмечают, что продолжают продавать питание в своих поездах, правда, просят пассажиров по возможности рассчитываться карточкой, а не наличными. Вся еда поедается пассажиру полностью упакованной.

Вагоны-рестораны австрийской OBB, согласно информации на сайте перевозчика, работают без изменений - с 6:00 до 19:00. На маршрутах линии ÖBB Railjet в первом и бизнес-классах еду и напитки можно заказать онлайн. Мобильное бортовое обслуживание действует без ограничений по времени. Кстати, учитывая карантин в Австрии, вагоны-рестораны - это единственные работающие рестораны в стране на данный момент.